В этой рубрике мы будем рассказывать о наиболее распространенных проблемах, возникающих у потребителей в отношениях с продавцами товаров и услуг, основываясь на Законе РФ “О защите прав потребителя” и консультациях Всероссийской лиги защиты потребителей.
“Когда я покупала телевизор, мне предложили дополнительно заплатить за гарантию. Я отказалась, и мне не выдали гарантийный талон. Сейчас телевизор сломался, как мне его отремонтировать?”
При покупке было совершено вопиющее нарушение ваших прав. Продавец не имеет права требовать дополнительной платы за предоставление гарантийного срока на товар. Его устанавливает изготовитель и указывает в техническом паспорте. При наличии техпаспорта вы можете предъявить претензии к продавцу. Если же вам не выдали техпаспорт, претензии принимаются при наличии товарного чека. Если же изготовитель не указывает гарантийного срока в техническом паспорте, то гарантийный ремонт проводится в соответствии со сроком, установленным статьей 18 Закона РФ “О защите прав потребителя”. Этот срок – шесть месяцев.
“Я купила телефон, но он не подошел к моей телефонной сети. Директор магазина признал это, но деньги за покупку не возвратил, предложив за 300 рублей установить какую-то плату. У меня нет такого желания, я хочу вернуть деньги за телефон. Как быть?”
Требуйте возвращения денег на основе пункта первого Закона “О защите прав потребителя”. Он гласит, что расторжение договора купли-продажи производится в случаях, если покупатель не получил полной информации о товаре, что привело к приобретению вещи, непригодной для пользования. К тому же продавец не имеет права навязывать покупателю дополнительные платные услуги.
“В магазине при продаже мне проигрывателя с дистанционным управлением продавец отказался проверить работоспособность пульта, сказав, что проверит лишь в том случае, если я куплю батарейки. Правильно ли это?”
Да, правильно. Все дело в том, что у батареек маленький срок хранения, они портятся быстрее, чем продается основной товар. Поэтому многие производители не включают в комплекты бытовой техники батарейки. В следующий раз лучше идти покупать технику с дистанционными пультами, заранее обзаведясь батарейками: тогда продавец проверить пульт обязан.
“Я инвалид. От кого-то слышал, что на время ремонта моей автомашины мне должны предоставить другое транспортное средство. Неужели это так?”
Действительно, по закону инвалиды имеют право требовать от организации, проводящей ремонт, замены своего транспортного средства на аналогичное бесплатно. Только для этого нужны определенные условия. Во-первых, замена транспортного средства производится только во время гарантийного срока машины. Во-вторых, заменяют только тот автомобиль, который приобретен инвалидом с разрешения органов социальной защиты населения Российской Федерации. Если же мастерская, в которой ремонтируется автомобиль, при соблюдении названных условий отказывается предоставить транспортное средство во временное пользование, с нее можно требовать неустойку в размере 1 процента от стоимости вашего автомобиля в день с момента подачи заявки о предоставлении транспорта.
“Покупать машину по генеральной доверенности значительно дешевле, чем оформлять договор купли-продажи. Чем же плох этот способ приобретения транспортного средства?”
Он плох уже тем, что при оформлении генеральной доверенности даже с правом продажи вы не становитесь юридическим хозяином частной собственности. При оформлении доверенности вы подчиняетесь правилам 10-й главы Гражданского кодекса Российской Федерации “Представительство. Доверенность”. В ней статья 118 говорит о том, что лицо, выдавшее доверенность, вправе отменить ее в любое время и потребовать машину назад через суд. Суд при этом будет на стороне доверителя. И никого вы не сможете убедить, что заплатили за автомобиль деньги: они передавались без свидетелей и без расписок. Если же вы продадите машину, ваш доверитель спокойно может потребовать себе все вырученные деньги, так как вы действуете от его лица. Так что лучше все-таки машину покупать, а не приобретать по доверенности, особенно у малознакомых людей.
А.БОБРОВА.