Рано или поздно переход от школы к университету станет таким же естественным, как переход из начальной школы в среднюю. Отмена вступительного и введение единого централизованного общенационального экзамена предусмотрены стратегией модернизации образования, одобренной Правительством.
Эта позиция реформы вызвала яростное сопротивление ректорского союза. Хотя введение общенационального экзамена оставляет для вуза возможность отбора будущих студентов, оно резко снижает заработки и самого вуза, и псевдорепетиторов.
Но не пройдет и 3 – 5 лет, как количество выпускников средней школы сравняется, а затем станет меньше, чем число мест в профессиональном образовании, и тогда вузы начнут бороться за абитуриентов.
Так, в принципе, и должно быть. Весь этот экзаменационный кошмар, скандалы с родителями, мучительное зазубривание параграфов, бессонные ночи перед экзаменом и, наконец, нестерпимое унижение проверки знаний, подобное прохождению страшного чистилища, – все это должно остаться в прошлом. Равно как и результат этих мучений – формальное свидетельство того, что ты можешь запомнить то, что тебе никогда не пригодится.
Пока все это, как назло, приходится на подростковый возраст – как раз на то время, когда отношения детей и родителей осложняются до предела. Кризис подростковости – это не только страдания молодых людей, это еще и сплошь и рядом полная потеря взрослыми понимания своих детей, что, впрочем, абсолютно нормально. Мир меняется, и дети меняются вместе с ним. Мы же сформировались и закостенели настолько, что часто уже не реагируем на эти изменения.
Подростки пытаются построить новые отношения с миром и с нами, родителями, а вместо этого… их заставляют готовиться к экзаменам.
Тотальное насилие взрослых над детьми происходит в тот самый момент, когда малейшее нарушение детского суверенитета (малейшее!) приводит к внутреннему взрыву в детской душе. У ребенка с подавленной психикой этот взрыв иногда проходит внешне бесследно. Взрослые даже часто не понимают, что их сверхдавление на подростка вызвало бурю страдания. Но часть подростков не так скованна: они реагируют бурно, с нашей взрослой точки зрения, по-хамски. Но это единственная возможность подростка защититься.
И хотя до экзаменов еще далеко, большинство из нас, будучи ответственными родителями, уже сейчас беспокоятся о том, чтобы весенне-летняя экзаменационная страда прошла успешно. Во многих семьях уже сейчас разгораются скандалы между родителями и старшеклассниками.
– Если не будешь готовиться, если прогуляешь этот самый важный школьный год – вся жизнь насмарку!
В эту формулу свято верят все родители. И это самое драматическое заблуждение взрослого мира относительно детства! Ведь каждый из нас по своему опыту знает, насколько слаба связь между профессиональной деятельностью и школьными отметками. И поэтому введение общенационального экзамена хотя и таит в себе немало сложностей, все же резко снижает необходимость жесткого давления на подростка.
Нам, конечно, очень хочется, чтобы наши дети пользовались нашим опытом, хочется предостеречь от неправильных шагов, направить на путь истинный.
Но младший мир устроен так, что если у ребенка нет возможности принять решение самому и нести личную ответственность за это решение, то способность принимать решение не развивается вовсе.
Доверьтесь детям, не давите на них. Хотим мы этого или нет, но подростковость, которая как на грех совпадает с тем, что наши дети оканчивают школу, – это экзамен для взрослых. И подавляющее большинство родителей не выдерживает этого испытания. Но они об этом могут никогда не узнать. Дети ведь не признаются своим родителям в том, чего они лишили их своим безудержным давлением ради отметок и успеваемости в школе.
Наши дети также не признаются, что никакие отметки не заменят им счастья самим распоряжаться своей жизнью.
Александр АДАМСКИЙ.
ИА “Московские новости” – для “РТ”