Если потребитель недоволен

13 ноября наши читатели могли напрямую задать вопросы специалистам Госкомитета РТ по защите прав потребителей.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

13 ноября наши читатели могли напрямую задать вопросы специалистам Госкомитета РТ по защите прав потребителей. “Прямой связью” воспользовались свыше сотни казанцев и жителей районов. Сегодня мы предлагаем вниманию часть ответов, которые, вероятно, заинтересуют большинство читателей.


…Информация к размышлению. За 10 месяцев текущего года в госкомитет и его структурные подразделения поступило 10567 обращений потребителей, 8759 из них решено в их пользу. В результате инспекционно-контрольных проверок снято с реализации товаров на сумму 606 тысяч рублей, возвращено потребителям за некачественные товары и услуги 2 миллиона 355 тысяч рублей. В сфере контроля за ценами возвращено населению и предприятиям 13 миллионов 950 тысяч рублей.


Граждане активнее и чаще стали использовать законодательство в отстаивании своих потребительских прав. Ежегодно растет количество людей, которые пользуются Законом РТ “О защите прав потребителей”. Так, в 1998 году в госкомитет поступило 8749 обращений, в 1999-м – 11700. Абсолютное большинство (более 80 процентов) дел рассмотрено в пользу потребителей.


О своевременности и полезности, большой практической отдаче этого закона говорит и такой поразительный факт. По итогам 1998 года общее количество жалоб, заявлений и обращений, поступивших в целом в министерства и госкомитеты республики, составило 19455. Так вот 45 процентов из них пришлись на долю Госкомитета РТ по защите прав потребителей и его структуры. В 1999 году этот показатель стал еще больше – 48,7 процента.


Н.Быстрова, Казань: Пользуясь “прямой связью”, хотела бы поблагодарить через газету сотрудников госкомитета. Магазин, где я приобрела некачественную обувь, отказался удовлетворить мою претензию. В госкомитете меня проконсультировали, как правильно поступить в данной ситуации, направили в Центр независимой потребительской экспертизы. И магазин мне вернул деньги за обувь и оплатил расходы на экспертизу.


У меня такой вопрос: недавно меня обвесили и обсчитали на Центральном рынке. Какие меры принимаются к таким нарушителям?


В соответствии со ст.9 “Обман потребителей” Закона РТ “Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен” от 03.07.98 г. № 1701 на предпринимателей, в чьих торговых точках выявлены факты обвешивания, обсчета или иной обман потребителей, накладывается штраф в размере от 1 до 30 “минималок”.


Ш.Сафиуллин, Набережные Челны: Хотел приобрести в магазине электрический чайник. Продавец меня предупредил, что магазин установил на него гарантийный срок всего один месяц. Имеет ли право магазин устанавливать такой маленький гарантийный срок, если гарантия изготовителя шесть месяцев?


Нет. В соответствии с Законом РТ “О защите прав потребителей” продавец вправе устанавливать на товары свои гарантийные сроки, но только превышающие гарантийные сроки изготовителя. Некоторые торговые организации так и поступают в рекламных целях. Если гарантийный срок не установлен, то потребитель вправе предъявить претензии в течение шести месяцев со дня покупки.


Н.Семина, Набережные Челны: Я приобрела в магазине отрез ткани на блузку. На следующий день хотела обменять этот отрез на отрез большей длины, но продавец мне отказала. Вправе ли она так поступить?


Да. Существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, но другого размера, габарита или фасона, утвержденный постановлением Правительства РФ №55. В этот перечень входят хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные или синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей (то есть ленты, тесьма, кружева и т.п.) и другие товары.


И.Тухватуллина, Казань: Прошло полмесяца с тех пор, как наш холодильник был отдан в ремонтную мастерскую. Несколько дней назад гарантия на него закончилась. Могут ли ремонтники, пользуясь этим моментом, потребовать с нас деньги?


Нет. Ваш холодильник должны отремонтировать бесплатно. В соответствии со ст. 22 Закона РТ “О защите прав потребителей” срок гарантии продлевается на все время, пока товар не использовался потребителем по назначению. Другими словами, если ваш холодильник простоял в мастерской 20 дней, а в это время гарантийный срок закончился, то этот срок будет продлен еще на 20 дней.


А.Гумеров, Альметьевск: Мне подарили аудиоплейер. Через две недели он сломался. В техническом паспорте отсутствует отметка о продаже. Как в этом случае определить, на гарантии аудиоплейер или нет?


В соответствии со ст. 21 Закона РТ “О защите прав потребителей”, если дату продажи товара установить невозможно, то срок гарантии исчисляется с даты изготовления товара. В паспорте аудиоплейера эта дата наверняка указана.


Жильцы 3-го подъезда д.№ 59 по ул.Вишневского, Казань: Ряд телевизионных каналов плохо работает (РТР, “Культура”, НТВ). Антенный цех не реагирует…


Обязательно разберемся в данной ситуации и сообщим результаты жильцам в ближайшее время.


Э.Левочкин, Зеленодольск: Купил спиннинг в магазине “Блесна”. При первых забросах удилище переломилось, хотя использовалось по инструкции. Продавцы отказались мне его поменять или вернуть деньги. Как мне быть?


В соответствии со ст. 20 Закона РТ “О защите прав потребителей” продавец обязан провести экспертизу товара ненадлежащего качества, при этом покупатель вправе присутствовать на ней. Если же продавец отказывается сделать это, необходимо обратиться через городской или районный комитеты по защите прав потребителей в Центр независимой потребительской экспертизы и на основании его заключения представить иск в суд, который в случае правоты потребителя потребует возмещения с продавца причиненного ущерба, в том числе и морального.


Е.Мустафина, Казань: На рынке по ул.Адоратского, в частности, у ЧП Матвеева В.Н., продавцы за пакеты, в которые расфасованы продукты, берут отдельную плату. Правильно ли поступают продавцы?


Неправильно. В соответствии с пунктом 35 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, развесные продовольственные товары реализуются населению в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку. Кстати, нарушение этого правила грозит штрафом от 3 до 25 “минималок”.


Е.Невзоров, Казань: Купил в аптеке на ул. Абжалилова аппарат для измерения кровяного давления. При нескольких замерах он дает разные показания. Могу ли я поменять его?


В соответствии со ст. 20 Закона РТ “О защите прав потребителей” потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:


– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;


– соразмерного уменьшения покупной цены;


– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);


– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;


– расторжения договора купли-продажи (при этом потребитель обязан вернуть товар с недостатком).


Д.Бундукова, Казань: Купили торт. Когда съели, обнаружили, что дата изготовления на коробке заклеена бумажкой и на ней обозначен новый срок хранения. Какие меры принимаются к продавцам, торгующим продуктами с истекшим сроком годности?


Дела об этих правонарушениях рассматриваются судами. В соответствии со ст. 5 Закона РТ “Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен” реализация просроченного товара влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 “минималок”. Так, недавно за реализацию товаров с истекшим сроком годности были наказаны ООО “Юмарт”, ЧП Челяби В.И. (магазин “У тети Веры”), ООО “Эдельвейс групп”.


Л.Петрухина, Казань: На некоторых продуктах не проставлены штрих-коды. В этом случае кассир выбирает произвольно цену продукта из имеющегося у него списка. Несколько раз приходилось переплачивать, потом доказывать свою правоту, деньги возвращали. Но ведь это не выход?


Штрих-кодированию обязательно подлежат все продукты, произведенные в нашей республике. На некоторых импортных продуктах, таких, как, например, йогурты, штрих-кодов может не быть. В таком случае нужно быть просто внимательными. Ну а в случае необходимости обращаться к нам.


А. Семинихин, Казань: Не за горами переход на повременную оплату телефонных переговоров. Будет ли защищен потребитель от несанкционированных подключений и произвола связистов?


Госкомитет не против введения “повременки”. Однако в том варианте, который предлагают сегодня связисты, потребитель не будет защищен. Считаем необходимым соблюдение следующих условий: создание защиты абонентов-потребителей от несанкционированных подключений; отмену постоянной составляющей оплаты (платить только за переговоры); обязательно приложение к счету бесплатных распечаток по разговорам за месяц.


Н.Гилязов, Арск: Для получения лицензии мне необходимо вначале получить экспертные заключения, выдаваемые другими министерствами и ведомствами. Сколько они будут стоить?


В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 30.10.99 г. № 737 “О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Татарстан” размеры тарифов, взимаемых за экспертные заключения, необходимые для получения лицензий на отдельные виды деятельности, не должны превышать одной десятой размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом, то есть не более 8 рублей 35 копеек.


К.Хуснутдинов, Елабуга: Изменится ли сумма лицензионных сборов в связи с введением с 1 января 2001 года новой “минималки”?


В соответствии со ст.5 федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” с 1 января 2001 года исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей будет производиться исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Следовательно, лицензионный сбор, равный десятикратному размеру минимальной оплаты труда, сроком на 3 года составит 1000 рублей. Таким образом, лицензионный сбор из расчета на один месяц составит 27 рублей 70 копеек.


М.Сунгатуллин, Казань: В средствах массовой информации в последнее время отмечается, что в Госсовете рассматривается вопрос об отмене Закона РТ “О лицензировании”. Не приведет ли отмена лицензирования к анархии на рынках?


Безусловно, отмена Закона Республики Татарстан “О лицензировании” негативным образом скажется на уровне защиты прав потребителей в части получения качественных и безопасных товаров и услуг. Сегодня этот закон является единственным рычагом воздействия государства на недобросовестных предпринимателей, он позволяет осуществлять контроль за их деятельностью в сфере потребительского рынка. В случае отмены закона предприниматели будут нести лишь административную ответственность, которая не всегда адекватна допущенным нарушениям, а население лишится реальной государственной защиты.


Р.Хайруллин, Казань: На протяжении пяти лет существования госкомитета заметен рост его авторитета. Мне и самому довелось воспользоваться его помощью, чтобы отстоять свои потребительские права – вернуть деньги за некачественный дорогостоящий товар. Считаю, что правильно поступило руководство республики, создав подобный орган. Однако сегодня ходят разговоры об отмене некоторых нормативных актов по защите прав потребителей, урезании полномочий госкомитета. Конечно, госкомитет неудобен для криминального мира и недобросовестных предпринимателей, и это им будет только на руку. Вместе с тем низок уровень потребительской культуры населения. Его надо постоянно и на всех уровнях поднимать.


Конечно, вы правы. Сегодня уже во всех школах республики совместно с Министерством образования мы пытаемся ввести курс “Основы потребительских знаний”. Создан для обучения руководителей, представителей торговли, предпринимателей учебно-методический центр “Потребительское образование”.


Г.Сидорова, Казань: Если потребитель остался недоволен качеством обслуживания, хотя сертификат соответствия на оказываемые услуги у предприятия имеется, куда в таком случае можно обратиться с претензией?


Во-первых, нужно сделать запись в книге отзывов и предложений, находящейся на предприятии, в которой изложить суть своих претензий к качеству оказанной услуги. Кроме того, на сертификате, имеющемся у предприятия, всегда обозначены наименование, адрес, телефон органа по сертификации, который его выдал. Вот туда и следует потребителю обратиться. Если будет установлено, что претензия потребителя обоснованна, тогда действие сертификата соответствия может быть приостановлено или вовсе отменено.


Л.Данилова, Казань: Срок действия сертификата соответствия закончился, однако срок годности продукции еще не истек. Можно ли использовать этот сертификат для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов?


Для продукции, реализованной изготовителем в течение срока действия сертификата, этот сертификат действителен при ее поставке, продаже и использовании (применении) в течение срока годности, гарантийного срока, срока службы или иного срока, установленного в соответствии со статьей 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.


Н. Лукоянова, Казань: Как отличить сертифицированную, подлинную воду “Боржоми” от подделки?


В настоящее время помимо традиционных стеклянных бутылок емкостью 0,5 л воду разливают и в пластиковые емкости. Знаки подлинности минеральной воды “Боржоми”: и на стеклянных, и на пластиковых бутылках вы найдете рельефное изображение четырех оленей, название фирмы-производителя – GG&MW, на крышке обязательно указывается срок годности (дата и время с точностью до минут), индивидуальный номер бутылки на этикетке.


Н.Максумов, Высокогорский район: Заправил машину. Бензин мне показался некачественным. Плохо “тянет” мотор. Где можно провести экспертизу и куда обращаться в подобных случаях?


Стоимость экспертизы в аккредитованной лаборатории на базе АО “Казаньоргсинтез” обойдется в сумму около 4 тысяч рублей. Обращаться с претензиями можно в органы защиты прав потребителей, Управление госнефтьинспекции и лицензирования РТ, ТатЦСМ и его территориальные органы.


Ш.Камалов, Казань: Я лежал в больнице 20 дней. Должно ли ЖЭУ произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги?


В соответствии с Инструкцией о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в месте постоянного проживания, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 5.04.99 г. № 188, перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги производится с гражданами лишь при отсутствии их в месте постоянного проживания в течение 30 и более дней.


Р.Гайнетдинова, Казань: Я – участник войны, инвалид первой группы. Распространяются ли льготы по оплате за газ на членов моей семьи, которые проживают вместе со мной?


Да. Льготы должны предоставляться всем членам вашей семьи, проживающим с вами.


Т.Мифтахутдинова, Казань: Хочу поблагодарить сотрудников госкомитета через вашу газету. Считала невозможным возврат денег за шкаф-купе стоимостью 13 тысяч рублей. В госкомитете дали квалифицированную консультацию, помогли составить письменную претензию. И фирма “Служение Отечеству” произвела возврат денег.


И.Батыршин, Казань: В феврале этого года в фирме “Идель авто” я купил автомобиль ВАЗ-2108, впоследствии обнаружил недостатки в лакокрасочном покрытии. При содействии госкомитета фирма за утерю товарного вида выплатила мне компенсацию в размере 7200 рублей. И вот при общении с предпринимателями у меня сложилось впечатление, что они слабо знают нормативную базу защиты прав потребителей, правила торговли. Неужели ничего нельзя сделать для ликвидации правового вакуума у предпринимателей?


Действительно, работа, проводимая госкомитетом, убеждает, что основная масса предпринимателей недостаточно знает законодательство по защите прав потребителей и при решении того или иного вопроса сетует по поводу множества действующих законов и подзаконных актов, в которых не так-то просто разобраться. С целью разрешения данной проблемы при госкомитете в соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ действует учебно-методический центр “Потребительское образование”. К настоящему времени центром уже проведены семинары со специалистами хозяйствующих субъектов в ряде районов. За два месяца прошли обучение около тысячи предпринимателей.


Подготовила

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще