Необычно многолюдно было в минувшую субботу возле казанского театра имени Камала. ПО “Горэлектротранспорт” пригласило жителей столицы своеобразно отметить 125-летие казанской конки – первого трамвая, который катился по железнодорожным путям с помощью конной тяги.
Вот и в субботу в путь отправился точно такой же, конечно, реконструированный трамвай с конным экипажем, который вызвал у публики настоящий фурор. Кроме этого, на трамвайных линиях возле Булака были выставлены еще два ретро-вагона – но уже электрических. Это воссозданный дореволюционный и подлинный советский вагон так называемой модели “Х”. Ее серийное производство было налажено в подмосковных Мытищах в 1934 году. В Казани водить вагон доверили легендарному вожатому Ивану Кабушкину. Впоследствии он ушел на фронт, стал Героем Советского Союза.
Заглянуть в салон ретро-вагонов и даже прокатиться в них было разрешено в этот день всем. Исключение, правда, было сделано конному экипажу – этот вагон решили поберечь. Расписной “именинник” выглядел настолько сказочным и хрупким, что с решением организаторов вряд ли кто бы поспорил. А вот фотографироваться рядом с экспонатом можно было сколько угодно.
Между тем, ветераны-вагоновожатые, зажатые в плотное кольцо любопытных зрителей, рассказывали о работе в прошлом, интересных случаях, демонстрировали систему управления трамваем. А потом состоялись церемония вручения лучшим специалистам горэлектротранспорта ключей от новых трамваев и концерт артистов эстрады на площадке у набережной Кабана.
Сюда же вскоре подкатили восемь моделей современного трамвая: от старых трудяг – рижских “РВЗ-6” до новейших модификаций Усть-Катавского и Петербургского заводов. Вот одна из уникальных моделей – трамвай “КТМ-619”. Это вагон будущего – повышенной комфортности, бесшумный, обладающий плавным ходом. Снабжен он электронным табло с указателем остановок и рядом других технических новаций. Между прочим, устькатавцы преподнесли этот вагон казанцам в знак признательности за спасение от угрожавшего заводу банкротства. Дело в том, что на столетие казанского трамвая Татарстан закупил здесь разом 28 вагонов – случай в современной России небывалый.
Присутствовавший на празднике заместитель главы администрации Казани И.Фролов отметил, что приобретения ожидаются и в троллейбусном парке города. Восемь машин с современным дизайном будут закуплены в Вологде. Один из таких троллейбусов тоже был представлен собравшимся.
Кульминацией праздника стал парад трамваев до Центрального парка имени Горького и обратно. Возглавили его старые электровагоны. Конный же экипаж, проехав с помощью лошадей несколько десятков метров, отправился на буксире в музей трамвайного депо №3. Именно здесь он, как памятник навсегда ушедшей эпохи, встанет на постоянное хранение. Лишь изредка, в летний период, как поведали нам организаторы, конка будет показываться “на людях”.
К сказанному добавим, что сегодня в столице республики 420 трамваев и 183 километра трамвайных путей. Это один из лучших показателей в стране на душу городского населения. Казани же принадлежит самый длинный в стране трамвайный маршрут – Кольцевой. Он протянулся аж на 36 километров.
На снимке: конный экипаж публика приветствовала с восторгом.
Фото А.Поспелова.