Российское изобретение: работающий нищий

Всего за десятилетие бедность в России стала не просто реальностью – массовым общественным явлением.

Всего за десятилетие бедность в России стала не просто реальностью – массовым общественным явлением. В 1998 году у нас было 14 процентов бедных, сейчас – около 40. Более трети населения находится на грани биологического выживания.


Что представляют собой бедные в России конца ХХ века? Это семьи, в которых есть престарелые или инвалиды, многодетные и семьи хотя бы с одним безработным. И совершенно новое явление, которого нет нигде в мире, – бедствующие семьи, где все трудятся! Так называемые новые бедные. Они добросовестно и много работают, в основном в бюджетной сфере, но крайне низкие зарплаты не позволяют им содержать себя и семью.


Причины массового обнищания в первую очередь экономические. Это мощнейший, приблизительно на 40 процентов, спад производства, а также падение уровня средней зарплаты – она в 2 раза ниже минимального потребительского бюджета. Реальный уровень зарплат за годы реформ снизился более чем в 6 раз. Минимальная зарплата составляет одну десятую прожиточного минимума.


В большой степени в России уровень жизни зависит от экономического состояния региона. Выделяются две совершенно полярные группы территорий. В Калмыкии каждая вторая семья относится к бедным, в Туве – две трети семей, в Ингушетии – все 100 процентов. Зато в Москве прослойка бедных – всего 21 процент, а в Орловской и Белгородской областях – даже меньше этого.


С начала 90-х годов государство предпринимало ряд мер по борьбе с бедностью, но эффекта они не дали. Более того, число бедных все время росло, особенно оно подскочило после августа 1998 года.


В программе экономических реформ до 2001 года нет концепции борьбы с бедностью, названы лишь отдельные меры по смягчению положения малообеспеченных, причем приведут они не к сокращению, а к росту бедности. В программе зафиксирован очень эффективный путь – адресная социальная помощь, которая направляется только тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Но ее внедрение – очень дорогой проект, требующий серьезного технического оснащения, переобучения людей.


Настораживает и упразднение всех федеральных социальных льгот, перенос выплат на регионы. Рассчитывать, что благодаря этой мере бедность сократится, вряд ли приходится. Ведь у нас большая часть регионов – дотационные. Но, говорят нам, деньги будут приходить из федерального центра через трансферты. Это игра! Есть печальный опыт с детскими пособиями. Регионы получают их по трансфертам. Огромные задолженности возникают не потому, что федеральное Правительство не переводит деньги, а из-за того, что местные власти используют деньги на свои нужды – строительство дорог, подготовку к отопительному сезону и так далее. В таких условиях новая система приведет к тяжелым последствиям.


Бороться с бедностью необходимо в первую очередь повышением зарплат, пенсий, минимальной тарифной ставки.


Обязательно нужно регулировать соотношение между минимальной и максимальной зарплатой в стране. Поляризация доходов в России невероятная. Во всем мире принято жесткое налоговое регулирование при разрыве доходов в 4 – 5 раз. А у нас вводится единая ставка налогообложения, независимо от уровня доходов. Это мало похоже на продуманное решение. Оно вряд ли легализует теневые доходы, но совершенно точно еще больше усугубит различие между бедняком и богачом.


Важным аспектом борьбы с нищетой является проведение активной политики занятости. Подчеркиваю – активной, а не имитации деятельности. Необходимы бесплатное переобучение и мощная система информации. Люди должны знать, в каком районе, в каком городе есть спрос на их рабочие руки. Нужно стимулировать и все формы временной занятости.


Борьба с бедностью – это и стимулирование создания рабочих мест. Многие готовы заняться малым бизнесом, но среда такова, что ни один нормальный человек, за исключением тех, кто обладает сильной волей, связями или большим первоначальным капиталом, не пойдет в малый бизнес.


А в целом нам нужна национальная программа борьбы с бедностью. Государство должно честно признать наличие проблемы, а не стыдливо от нее отворачиваться. Один раз попытка создания национальной программы уже предпринималась – в 1996 году в рамках Совета по социальной политике при Президенте. Но вскоре ее умертвили. Думаю, по той же причине, почему мы бедных называем малоимущими. Надо реанимировать достаточно удачную программу, а не лелеять мифические надежды.


Владимир ТРУБИН.
Зам.генерального директора Российского фонда социальных реформ.


ИА “Московские новости” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще