Европа нас, конечно, рассудит, но хватит ли у нее сил на всех?

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года. Однако только в 1975 году, то есть спустя четверть века, ее участниками стали все члены этой международной организации.


Международная система защиты прав человека стала формироваться сравнительно недавно. До последнего времени взаимоотношения между государством и его гражданами рассматривались как внутреннее дело государства и можно было говорить только о внутригосударственном механизме защиты прав человека. Даже в первые годы после принятия Устава ООН эти взаимоотношения относились к внутренней компетенции стран, в нее входящих. В настоящее время произошли кардинальные изменения. Господство права служит основой нового мирового порядка, и поэтому права и свободы человека находятся в центре внимания международного сообщества наций. Можно констатировать, что сформировался надежный механизм защиты прав человека.


В соответствии со статьей 55 своего устава ООН содействует “всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех”, а в статье 56 предусматривается, что все члены организации обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ней для достижения целей, указанных в статье 55.


Центральное требование Конвенции – соблюдение национального законодательства. Органы власти государств-участников должны не только воздерживаться от действий, представляющих собой прямое нарушение прав человека, но и неустанно прилагать усилия и осуществлять все необходимые меры позитивного характера для обеспечения прав человека, исходя из национальных условий и традиций.


За прошедшие пятьдесят лет граждане стран Европы убедились в важности этого величайшего международно-правового документа, он превратился в один из самых эффективных международных механизмов защиты прав человека.


Главное достоинство Европейской конвенции в том, что в ней изначально присутствует контрольный механизм, который состоит из трех структур: Европейской комиссии по правам человека, Европейского суда и Комитета министров с резиденцией в Страсбурге. Признание юрисдикции комиссии и суда является одним из условий принятия государства в Совет Европы.


Деятельность Европейского суда играет в настоящее время огромную позитивную роль. Призванный рассматривать дела о толковании и применении Конвенции, к нынешнему дню он превратился в юридическую инстанцию, оказывающую постоянное давление на аппараты управления и законодательные органы государств, вынуждающую их в своей повседневной деятельности более последовательно и добросовестно относиться к соблюдению прав человека и основных свобод, воспринимать новейшие тенденции, дающие о себе знать в этой области, внедрять нормы европейского права в национальное законодательство. Путем расширительного и уточняющего толкования и создания авторитетных прецедентов суд наполнил краткие формулировки Конвенции глубоким содержанием, учитывающим прогрессивные изменения, вносимые странами-членами в национальные законодательные акты, регламентирующие вопросы правового положения личности.


За период с 1 ноября 1998 года по 17 августа 1999 года в Европейском суде было заведено 14726 дел по жалобам граждан, из них 1258 дел – по жалобам граждан России, но только 604 жалобы были официально зарегистрированы. Остальным отказано в регистрации по тем или иным основаниям. (По последним данным, число жалоб от россиян превысило уже две тысячи. – Прим. ред.) В суде действуют очень жесткие правила. Жалоба принимается к рассмотрению, если пройдены все национальные судебные инстанции; если факты, являющиеся предметом иска, имели место после ратификации страной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (для России это май 1998 года); если между окончательным решением высшей национальной судебной инстанции и подачей заявления в Страсбург не прошло 6 месяцев; если сама жалоба находится в компетенции Суда по правам человека.


В соответствии с протоколом №11 от 11 мая 1994 года Европейской конвенции в настоящее время вместо двухступенчатого механизма судопроизводства (комиссия и суд) вводится единый и постоянно действующий суд. Для рассмотрения дел суд учреждает комитеты, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб будут решаться комитетами, состоящими из трех судей. Это вызвано тем, что с увеличением количества членов Совета Европы поток жалоб растет. Сами же дела рассматриваются палатами.


Решения суда обязательны для государств-участников, за их осуществлением наблюдает Комитет министров. Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский суд побуждает законодателя пересматривать действующее законодательство. Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и привести свои законодательные акты в соответствие с нормами прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.


Важный аспект действия Европейской конвенции – существование системы коллективной гарантии, по которой каждое государство отвечает перед остальными государствами – участниками Конвенции – за обеспечение уважения основных прав человека на своей территории.


Принятие Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы и подписание ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, признание компетенции Европейской комиссии по правам человека и юрисдикции Европейского суда существенно расширили международные гарантии защиты прав и свобод для граждан Российской Федерации. Системный кризис, поразивший Россию, сказался не только на экономике, финансах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, но главным образом на правах и свободах российских граждан. Жизнь миллионов граждан оказалась ниже официальной черты бедности, большинство работающих, а также пенсионеры, дети, инвалиды и другие социально незащищенные слои населения лишены достойной жизни из-за масштабных нарушений социально-экономических прав. По 33 показателям, разработанным ООН для определения уровня жизни, Россия сегодня входит лишь в восьмую десятку стран мира. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного уровня, составляет более трети населения. Усилилась дифференциация доходов, произошло имущественное расслоение общества.


Социально-экономический кризис привел к снижению уровня жизни и к массовым нарушениям прав детей, не обеспечены права инвалидов и сирот. В настоящее время в Татарстане имеется 15820 детей-инвалидов и более 6637 де-


тей-сирот. В последние годы наблюдается увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.


Сегодня в России насчитывается около 30,5 млн. пожилых людей, то есть почти каждый пятый россиянин – пожилой. Из них за чертой бедности живут более 80 процентов. Индексация пенсий намного отстает от темпов инфляции. Существующая система ценностей не обеспечивает чувства собственной значимости пожилым людям, они практически не востребованы обществом. Общий кризис экономики привел к кризису пенсионного обеспечения.


Стало массовым явлением незаконное увольнение работников, отсутствие действенного контроля за охраной труда. Нетерпимое положение сохраняется в пенитенциарной системе. Условия содержания заключенных можно квалифицировать как пытку, о чем свидетельствуют скудное питание, дефицит медикаментов и дезинфицирующих средств, эпидемии туберкулеза и чесотки.


После распада СССР в Российской Федерации резко изменились масштабы, структура и характер миграционных потоков. В силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер. По данным Госкомстата Республики Татарстан, число мигрантов, в т.ч. беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в Татарстан только в 1999 году, составило более 31 тысячи человек. Это хотя и говорит о более высоком прожиточном уровне жизни в Татарстане, чем в среднем по России, но не означает, что проблем по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев не существует.


Не обеспечены права военнослужащих на достойный уровень жизни. Серьезное беспокойство вызывает не снижающийся уровень нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанных с унижением чести и достоинства, глумлением, издевательствами и насилием. Следствие этого – тяжелые травмы, гибель и самоубийства военнослужащих, в особенности рядовых.


В течение последних десяти лет в стране фактически отсутствует обоснованная социальная политика в области здравоохранения. Под вопросом оказались бесплатное медицинское обслуживание и оказание первой медицинской помощи населению. Национальным бедствием становится туберкулез, все более угрожающий национальной безопасности характер приобретает проблема психологического здоровья граждан.


Основными причинами массовых нарушений социально-экономических прав граждан являются повсеместное нарушение существующего законодательства, безнаказанное игнорирование должностными лицами, государственными служащими, руководителями предприятий различных форм собственности положений конституций Республики Татарстан и Российской Федерации, гарантирующих основные права и свободы граждан, неспособность существующей судебной системы обеспечить их эффективную защиту, отсутствие общественного контроля в основных сферах жизни общества и государства, низкий уровень правовой культуры самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои законные права и свободы.


Можно, конечно, надеяться на Европейский суд в борьбе за свои права, но надо и самим быть смелее – требовать от органов власти исполнения возложенных на них обязанностей, так как именно власть ответственна за создание достойных условий жизни для граждан. И не бояться обращаться в суд – один из главных государственных институтов защиты.


Россия с большими трудностями преодолевает последствия тоталитарного прошлого и формирует основы гражданского общества, в котором должны быть обеспечены все без исключения основные права и свободы. Отраслевое законодательство страны, доставшееся от прошлого режима, все еще не подверглось коренной переработке и противоречит интересам обеспечения и защиты прав и свобод человека. Разрыв между положениями Европейской конвенции и действующими ныне законами является в значительной степени отражением борьбы между противоречивыми политическими и экономическими интересами определенных групп общества. Поэтому не случайно, что многие законодательные акты, принятые за последние годы, непоследовательны, они зачастую не только не согласуются друг с другом, но и находятся в прямом противоречии.


Вместе с тем необходимо признать, что в законодательной сфере началось сближение с международными правовыми стандартами: отменены основные ограничения в отношении выезда граждан за рубеж; существенно улучшилось положение в области свободы слова, совести и религии, свободы каждого на выражение своего мнения; вводится суд присяжных; упразднены некоторые виды уголовных наказаний; отменена смертная казнь; усилены гарантии по защите обвиняемых и подозреваемых в уголовном процессе. Были ратифицированы основополагающие международные соглашения в области прав человека.


Но, несмотря на определенный прогресс в законодательной сфере, не принят целый ряд базовых законов, определяющих политику государства в области обеспечения прав граждан. Без принятия таких законов, как “О минимальных государственных социальных стандартах”, “О федеральном уполномоченном по правам ребенка”, “Об альтернативной гражданской службе”, “О ювенильной юстиции”, “Об общественном контроле за обеспечением прав заключенных и содействии общественных объединений работе органов и учреждений, где содержатся заключенные”, “Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования”, а также Гражданско-процессуального кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, говорить о государственном обеспечении и защите прав и свобод человека преждевременно. Необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку общефедеральной Концепции прав человека в Российской Федерации, которая после утверждения Президентом страны должна стать основой деятельности всех государственных структур, правительственных и неправительственных организаций. Принятие указанных законов и Концепции по правам человека повысит эффективность общественного контроля за соблюдением прав человека в России, в том числе и в Республике Татарстан.


Особенно важно привести всю правоприменительную практику в полное соответствие с европейскими стандартами и принимаемыми законами. Принятие России в Совет Европы должно способствовать ускорению этого процесса. Необходимо учитывать негативный опыт Советского Союза, когда наша страна ратифицировала международные соглашения и в течение многих лет не приводила свое законодательство в соответствие с международными обязательствами. Поэтому сейчас, после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, на наш взгляд, Совету Европы и России по взаимной договоренности установить строго определенный срок, в течение которого российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в соответствие с европейскими стандартами. В этом процессе не обойтись без законодательного опыта и помощи субъектов Российской Федерации, в том числе Татарстана. Ведь в ряде регионов есть законодательные акты, которые намного прогрессивнее, чем федеральные. Примером тому может служить Земельный кодекс Республики Татарстан.


Только благодаря конструктивному взаимодействию федерального центра и регионов можно сформировать законодательную базу, способную обеспечить права человека на уровне международных стандартов, что позволит реализовать конституционный принцип социальной справедливости и создать необходимые условия для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения.


Только совместными усилиями мы сможем построить демократическое государство, основанное на верховенстве закона и соблюдении международных правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.


Рашит ВАГИЗОВ.
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще