Суровый экономический климат – не помеха для деятельных предпринимателей
В Набережных Челнах завершил работу IV Международный антикризисный форум, в рамках которого прошли отраслевые промышленные выставки, а также ярмарка вакансий в машиностроении и топливно-энергетическом комплексе.
Как отметил на пресс-конференции директор выставочного центра “Экспо-Кама” Сергей Яковлев, промышленный форум в автограде открыл новый сезон международных выставок не только в республике, но и стране. Конечно, набирающий в мире силу экономический кризис не мог не отразиться на его организации. Если в прошлом году среди участников было более 200 фирм, образцы продукции которых едва разместились в двух павильонах, то в нынешнем году в Челнах собрались представители всего 90 компаний из 12 регионов РФ, а из дальнего зарубежья приехали только итальянцы. Для демонстрации всех проектов хватило одной площадки.
Зато кризис повысил для малого и среднего бизнеса актуальность программ “Бережливое производство”, внедрения ноу-хау, поиска смежников для участия в промышленной кооперации внутри республики, решения проблемы занятости. Именно этой теме было посвящено большинство экспозиций в выставочном центре, а также выступлений на семинарах, сопровождавших работу форума. Его подготовка и проведение стали одним из пунк-тов городской антикризисной программы, заметила заместитель руководителя исполкома города Наталья Кропотова.
Однако в одиночку власть – муниципальная или более высокого уровня – не способна нейтрализовать негативные последствия кризиса, сошлись во мнении организаторы и участники форума. Необходимы обратная связь с предпринимателями, полная их информированность о нынешнем состоянии рынков. Сейчас, сообщил генеральный директор региональной торгово-промышленной палаты “Закамье” Юрий Петрушин, мы изучаем мнения о кризисе на местах, чтобы систематизировать их в мартовском номере журнала “Компаньон”, в котором также найдет отражение точка зрения по указанной проблеме ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля.
Но уже сейчас напрашивается вывод, и форум это подтвердил: находясь, казалось бы, в одинаковых условиях, предприятия выглядят по-разному. Некоторые смогли приспособиться к суровому экономическому климату. В первую очередь за счет диверсификации своей деятельности. Например, набережночелнинская компания “Магнолия”.
– Отдаленное дыхание кризиса мы почувствовали еще осенью 2007 года, – рассказал председатель совета директоров компании Сергей Майоров, – сразу после краха жилищной ипотеки в США. Его эхо достигло берегов Камы, и у нас возникли трудности с реализацией квартир. В дополнение к строительному бизнесу стали осваивать новые производства, работать на мировые бренды. Небольшой литейный завод, который существовал двенадцать лет, вывели на уровень качества, со-ответствующий международной системе ИСО-9000. И теперь изготавливаем высокоточные отливки корпуса и других деталей для электромясорубок итальянской фирмы “KENWOOD”, которые продаются в любом крупном супермаркете. Прицениваясь к ним, редко кто догадывается, что участвует в акции “Покупай челнинское”! Ибо на 70 процентов это наша продукция.