ХХVII Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, который проходит в эти дни в Казани, ознаменовался премьерой оперы Джузеппе Верди «Риголетто», после долгого перерыва вернувшейся на сцену Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля.
Сам композитор считал «Риголетто» лучшим своим творением. А новую казанскую постановку оперы осуществила интернациональная команда: музыкальный руководитель и дирижер — Марко Боэми (Италия) , режиссер-постановщик — Михаил Панджавидзе (Москва, Большой театр России) , художники — Андрей Злобин и Анна Ипатьева (Украина) , балетмейстер-постановщик — Александр Полубенцев (Санкт-Петербург) , хормейстер — Любовь Дразнина (Казань).
— Мне хотелось, — говорит Михаил Панджавидзе, — поиграть в тот театр, который был до прихода на сцену модерна, авангарда. Не рутинный, но и не эпатажный. И представить на сцене живых людей, ибо все мы вышли из русского психологического театра.
— К сожалению, стало уже традицией менять замысел Верди в сюжете, вносить
Трагический сюжет оперы известен. Придворный шут, горбун Риголетто озлоблен жизнью и пылает ненавистью ко всем вельможам, растоптавшим его человеческое достоинство. И совершенно иной он в отношениях со своей дочерью Джильдой. Здесь он — беззаветно любящий отец. Узнав, что герцог Мантуанский соблазнил ее, Риголетто желает отомстить — покончить с герцогом руками наемного убийцы Спарафучиле. Но тот по просьбе своей сестры Маддалены, ставшей новой пассией герцога, решает убить не его, а первого, кто постучит в их дверь.
По роковому стечению обстоятельств это оказалась Джильда… Умирая, она просит отца простить герцога.
Образ Риголетто в двух премьерных спектаклях создал обладатель приятного баритона, солист литовской оперы Витаутас Юозапайтис. В его исполнении ожесточенный и мстительный Риголетто скорее вызывает сочувствие. «Я отношусь к нему прежде всего как к несчастному отцу. И понимаю его поведение», — пояснил Витаутас.
В партии повесы-герцога блеснул своим мастерством любимец казанской публики, солист Мариинского театра Ахмед Агади. А в партии Джильды на Шаляпинском фестивале дебютировала Альбина Шагимуратова. Онa создала образ невинной, нежной и мечтательной девушки, всецело поглощенной первым в своей жизни чувством. Пение Альбины настолько проникновенно, что можно понять восторг американской публики, первой услышавшей ее в этой партии незадолго до приезда певицы в Казань.
Пленительная и выразительная музыка, роскошные декорации и костюмы, сценические эффекты и, конечно, прекрасные голоса и актерское мастерство — все это не оставило равнодушными зрителей.
На премьерных спектаклях присутствовали заместитель Премьер-министра — министр культуры РТ Зиля Валеева и главный эксперт музыкальных театров Союза театральных деятелей России Алексей Садовский.
— Каждый год ваш театр предлагает новые интересные проекты, — отметил представитель СТД РФ. – И в спектакле, которым открылся нынешний Шаляпинский фестиваль, все сделано с большим вкусом, изыском, и главную роль здесь играют музыка и певцы высочайшего класса. Это пример для других театров.