Уроки детской безопасности для взрослых
О необходимости использования детских автомобильных удерживающих устройств – специальных автокресел говорено-переговорено, написано-переписано, однако ситуация остается весьма напряженной.
Многочисленные тесты, проводимые в автолабораториях, жутковатые, но очень показательные примеры ДТП почему-то не производят должного впечатления на тех, от кого напрямую зависит жизнь ребенка. А ведь из тридцати семи детей, погибших на дорогах республики в прошлом году, двадцать пять находились в салонах авто (понятно, в качестве пассажиров). И двадцать два из них наверняка остались бы живы, позаботься вовремя их родители о креслах и ремнях безопасности. Для сравнения: из шестнадцати малышей, которые в момент дорожного столкновения находились в детских удерживающих устройствах, тринадцать отделались испугом и синяками.
Думаю, многим запомнился прошлогодний случай, когда во время аварии на дороге бабушка, сидевшая непристегнутой на заднем сиденье с младенцем-внуком на руках, насмерть придавила его своим весом к спинке переднего кресла. Сила инерции при столкновении была настолько велика, что женщина не смогла ничего сделать, чтобы спасти родную кроху. По-моему, услышав такое, любой здравомыслящий родитель – владелец машины должен бросить все дела и бежать в автомагазин за детским автокреслом. Однако увы… Дай бог, если хотя бы половина автомобилистов имеют в машине такое устройство. Во всяком случае, так обстояло дело в прошлом году.
Может, с началом нового года в головах “автородителей” что-то прояснилось?
Дабы это выяснить, вместе с экипажем ГИБДД мы отправились в рейд к одной из элитных школ Казани. Логика проста: младших школьников привозят и отвозят на занятия на автомобилях обеспеченные родители, так что концентрация “детских” машин здесь должна быть наиболее высокой.
Итак, обычная пятница, полдень. У первоклашек закончились уроки, и веселой стайкой вчерашние детсадовцы высыпают на крыльцо школы. Шум, гам, кто-то кого-то лупит портфелем, кто-то ищет в сутолоке выпавшую из рук варежку, кому-то наступили на незавязанный шнурок ботинка, и все дружно хохочут над упавшим в сугроб одноклассником – нормальная детская жизнь. А за воротами школы своих отпрысков терпеливо поджидают родители, бабушки и дедушки. И не как-нибудь, перетаптываясь с ноги на ногу на морозце, а в основном расположившись в салонах собственных авто. Напомню: это одна из самых престижных школ в городе, так что иномарки за школьным забором – тоже на загляденье. Уж эти-то родители наверняка не жалеют денег на детское кресло. Однако…
Пока мы ждали экипаж, от школы отъехало с десяток машин. Ни в одной из них детского кресла мы не заметили. Правда, и разглядеть все в подробностях трудно: стекла иномарок сплошь тонированные. Наверное, поэтому и фиксируются нарушения перевозок людей чаще лишь после аварии, когда обломки разбирают…
От грустных мыслей отвлекает папаша, заботливо усаживающий дочь на заднее сиденье и застегивающий на девочке ремень безопасности. При этом его почему-то не смущает, что проходит “защита” аккурат на уровне красного шейного шарфика малышки.
– Папаша, девочка же при резком торможении задохнется… – робко пытаюсь дать совет.
Мужчина высокомерно бросает:
– А вам какое дело?
Ладно, подождем, когда подъедут люди, которые имеют право не только советовать, но и штрафовать. О, легки на помине: на площадке перед школой появляется автомобиль с характерной милицейской разметкой и милицейской “люстрой”.
Вместе с инспектором отправляемся вдоль ряда припаркованных родительских машин.
Симпатичный “хундайчик”, за рулем – беременная молодая женщина, только что “загрузившая” на заднее сиденье сынишку, явно первоклассника. Увидев человека в форме, дама выходит из машины. Я потихоньку тяну за рукав стража дорог:
– Может, другой “объект” подберем, чего будущую мамашу нервировать?
– Беременность не освобождает от обязанности соблюдать правила, – не согласен он.
И – уже даме: – Здравствуйте. Детское удерживающее устройство у вас в автомобиле есть?
– Есть. В багажнике.
– А почему мальчик без него на сиденье сидит?
И тут мамаша разражается таким криком, что ее супруг, стоящий рядом, испуганно вздрагивает:
– Вы лучше за порядком на дороге следите, что к людям по пустякам пристаете! –
Демонстративно открывает багажник, хватает кресло и швыряет его в салон. – Вы долго тут стоять будете? – изо всех сил кричит она. – Мне проехать мешаете!
– Вообще-то вы правила нарушили, штраф платить придется, – напоминаем женщине.
И тут она выдает:
– А за что? Ребенок по всем правилам пристегнут!
Заглядываем в салон, действительно, ребенок уже в кресле, все чин-чинарем. Вот это оперативность!
– Я жаловаться буду, что вы ко мне придираетесь!
Победно хлопнув дверцей, женщина отъезжает. Ну и темперамент… Хоть ребенка пристегнула, все результат.
– А что, акция какая-то проходит по детским креслам? – осторожно интересуется мужчина из автомобиля рядом.
– Да. А вы против? Считаете, что кресла не нужны?
– Нужны, как же, – тянет мужчина. И уточняет: – А это что, только возле нашей школы?
– Везде.
– У нас ведь почти двести школ в городе, – решает блеснуть познаниями мужчина. – Неужели возле всех школ патрули дежурят? И завтра тоже будете тут стоять?
– Не только стоять, но и штрафовать.
– Ага, понятно, – озабоченно бросает он. – Я сейчас вернусь…
Неужели за креслом поехал?
Неподалеку молодая женщина усаживает в “Матис” сразу троих ребятишек.
– Все ваши?
– Нет, двое соседских.
– И на всех кресла есть?
– А что, на всех надо? – удивляется женщина.
– А как же?
– И вы имеете право меня оштрафовать?
И эта только штрафа боится, а ответственности – ни-ни.
В общем, проверили мы еще несколько авто, детских удерживающих устройств в них не обнаружилось. Отговорки разные – от бабушкиной: “Я редко внучку забираю, а у родителей кресло в машине есть”, до отцовской: “Неудобные они, эти кресла.
Посадишь дочку, а она ноет, ноет и все равно пересядет на сиденье. Нас без кресел в свое время возили, и ничего – живы. Так чего деньги зря тратить?”
Вот такая абсурдная экономность. Давайте подсчитаем. Недорогое детское удерживающее устройство стоит около трех тысяч рублей. Даже по сравнению с ценой отечественного авто – не более одного процента, о “Лексусах” и “Ауди” я вообще молчу. А можно еще сравнить со стоимостью заправки автомобиля бензином – редко у кого в месяц на топливо более трех тысяч уходит. Вот только автомобиль без топлива не поедет, а ребенок без кресла – запросто. Ему выбирать не приходится, за него все родители решают.
Но ведь даже если вашему чаду повезет и участь жертвы ДТП его минует, вряд ли из него вырастет законопослушный водитель или пешеход. И чем аукнется подрастающему поколению жадность или безответственность (это уж кому как нравится) поколения нынешнего, можно представить…