Для инженеров линейно-аппаратного цеха ОАО «Таттелеком» Райсы Шайдуллиной и Ирека Хатыпова (на снимке) , как для большинства их коллег, специалистов, занятых в отрасли информатизации и связи Татарстана, дата 27 ноября — особая. Именно в этот день в 1888 году в Казани была открыта первая телефонная сеть, насчитывающая 100 абонентов.
Тогда, 120 лет назад, связисты тоже работали на перспективу (уже спустя год емкость казанской телефонной сети выросла в пятнадцать раз) , но едва ли они могли предположить, что характер развития новой отрасли будет таким взрывным. Тем не менее довольно скоро воздушные «столбовые» телефонные линии начали менять на подземные магистральные кабели, потом на смену примитивным коммутаторам стали приходить первые автоматические станции, сначала декадно-шаговые, затем — координатные.
Путь, пройденный телефонной связью республики, не мог не впечатлять, и все-таки возможности отрасли отставали от темпов жилищного строительства и растущего спроса. Особенно остро это ощущалось в 1970-е — 1980-е годы. Многие до сих пор помнят, сколь долгим было ожидание своей очереди на установку заветного квартирного телефона. И только революционный переход на новые технологии, от аналоговой к цифровой системе, изменил ситуацию на рынке инфокоммуникационных услуг.
«Эра цифровизации» началась в Татарстане в 1990-м, двумя годами ранее была принята в эксплуатацию первая волоконно- оптическая линия протяженностью 6,7 километра. С тех пор минуло двадцать лет, и сегодня невольно сопоставляешь: когда же нашим связистам удалось сделать больше — за первые сто лет существования отрасли или за последние два десятилетия?
Конечно, такое сравнение едва ли будет корректным — все-таки разные времена, разные технологии. Кто еще двадцать лет назад мог предположить, какие возможности откроют перед нами сотовая связь или Интернет? А сегодня и то и другое уже далеко не экзотика, а приметы нашего повседневного быта.
Примечательно, что именно в эти дни в Альметьевске состоялась торжественная церемония окончательного перевода стационарной телефонной связи на цифровые технологии. Здешний зональный узел навсегда распростился с последними двумя координатными АТС-25 и АТС-23. Ввод в эксплуатацию новых цифровых станций не только расширяет потенциальную абонентскую базу Альметьевского района до 62 тысяч пользователей, но и открывает для них возможности скоростного доступа в Интернет, пользования такими сервисами, как определитель номера, конференц-связь, переадресация вызовов, сообщает «Татар-информ».
«Татарстан первым среди регионов России полностью перевел все свои АТС на цифровые. Этим можно гордиться. Мы последовательно реализовывали эту программу и сегодня являемся участниками одного из финальных ее мероприятий», — заявил в Альметьевске министр информатизации и связи республики Фарит Фазылзянов.
По мнению министра, с окончанием процесса цифровизации Татарстан входит в эпоху информационного общества. Сейчас одной из основных задач работников отрасли является повышение качества и расширение спектра предоставляемых населению услуг.