«Мы тут как на выборах Папы Римского — не уйдем из зала, пока не решим все проблемы», — полушутя-полусерьезно заявил во вторник Президент Татарстана Минтимер Шаймиев перед началом прошедшего в Казани выездного совещания российского Минобрнауки, в котором приняли участие представители законодательных органов и органов управления образованием практически всех национальных республик России, а также члены профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации. Однако итоги жарких трехчасовых дебатов в зале Госсовета Татарстана, посвященных проблемам национального образования, пока трудно назвать окончательным решением, способным удовлетворить все заинтересованные стороны.
— Сегодня мы обсуждаем одну из самых чувствительных тем — как обеспечить единство образовательного процесса в России и в то же время учесть и сохранить в этом процессе уникальность каждого народа, каждого человека, — такими словами начал совещание председательствующий — министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Напомним вкратце, почему вообще тема национального образования была вынесена на столь масштабное обсуждение. До недавнего времени школьные учебные планы в стране состояли из федерального, регионального и собственно школьного компонентов. Часы, отданные под региональный компонент, в национальных республиках отводились на изучение второго государственного языка, национальной истории и культуры. Но в декабре прошлого года был принят федеральный закон № 309, в котором региональный компонент исчез из обязательной части образовательного стандарта. Включать или не включать его в учебный план — это по новому закону будут решать не власти субъекта Федерации, а каждая школа индивидуально, причем в ряде разъяснительных и рекомендательных документов российского Министерства образования и науки предлагается все, что касается национального компонента, изучать на факультативной основе.
Такая ситуация в корне не устроила национальные республики. С законодательной инициативой о внесении соответствующих поправок в закон об образовании в Госдуму обратились депутаты Госсовета Татарстана и Курултая Башкортостана. Их поддержал 21 регион России. Позицию национальных республик на казанском совещании озвучил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
— Очевидно, что изучение родного языка, культуры — это фактор сохранения национально-культурной идентичности народов Российской Федерации, — отметил он. — Не будет преувеличением сказать, что это в значительной мере затрагивает интересы безопасности и стабильности нашего многонационального государства. Не случайно в своем недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев впервые за последние годы отметил, что одной из наших основных ценностей является межнациональный мир, единство разнообразных культур.
На этом фоне, заметил Минтимер Шаймиев, принятие 309-го закона вызывает настороженность и недоумение, ведь он фактически отменяет законодательную гарантию сохранения и развития национальных языков.
— Видимо,
В общем, резюмировал глава Татарстана, если данный вопрос не будет рассмотрен Госдумой в установленном законом порядке, у республик не будет иного пути, как сообща обратиться в Конституционный суд. А без решения этой проблемы Татарстан переходить на новые образовательные стандарты не намерен ни при каких условиях.
— Пожалуй, я выступил резко —, но такова суть вопроса, — заметил Минтимер Шаймиев, возвращаясь под аплодисменты зала с трибуны на свое место в президиуме. Однако вскоре выяснилось, что у представителей федеральной власти, на их взгляд, есть свои резоны «продвигать» законодательство именно в такой редакции. Первым их обозначил председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин. Законопроекты, предложенные депутатами Татарстана и Башкортостана, пообещал он, Госдума обязательно рассмотрит — и на экспертных советах, и на комитете по образованию, и непосредственно на заседании. Но нужно помнить и еще об одном:
— Наша главная задача сегодня, учитывая региональные и национальные особенности субъектов, — обеспечить единство образовательного пространства в России. Нужно формировать у молодежи основы российской идентичности и гражданственности.
Обтекаемые формулировки депутата конкретизировала руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко:
— Ряд субъектов России, к сожалению, использует национальный компонент в образовании для достижения самостоятельных политических целей, как институт этнической мобилизации молодежи…
— Но у нас в республике этого нет! — возмущенно отреагировал Президент Татарстана.
— Но мы ведь ведем речь не об одной республике, — попытался объяснить Андрей Фурсенко, однако выяснилось, что и к Татарстану у ученых есть претензии:
— Школа должна формировать у детей общероссийское сознание, а согласно социологическим исследованиям, у восьмидесяти двух из ста татарстанских школьников отсутствуют понятия «Я живу в России», «Я гражданин России», — продолжила свое выступление Ольга Артеменко.
Тут уже и сам Андрей Фурсенко вынужден был заметить, что тема очень взрывоопасная и не надо плескать на нее керосином.
— Давайте попробуем сосредоточиться исключительно на образовательных моментах, — обратился он к коллегам. Но Минтимер Шаймиев не мог не ответить на озвученные претензии:
— Разве в наших учебниках есть антироссийские моменты? Это же абсурд! Неужели вы думаете, что мы в республике не понимаем государственной политики и не дорожим единством России? Если в национальных учебниках есть недостатки — мы сами же первые их критикуем, я лично об этом говорил в своем недавнем Послании Госсовету республики. И нигде в нашей Конституции вы не прочтете, что родной язык стоит выше русского. Мы о развитии русского языка заботимся даже больше, чем вы. Но речь-то идет о том, что надо сохранить национальные языки! В них — наша сила.
Впрочем, Президент тут же заметил: говорить о том, что в зале разгорелись страсти, он бы все же не стал. Просто идет очень острая дискуссия. И чтобы снять все спорные моменты, добавил министр образования и науки Татарстана Наиль Валеев, надо закрепить национальный компонент в обязательной части нового образовательного стандарта. Это простое решение, по мнению выходивших далее на трибуну представителей законодательной власти Башкортостана, Северной Осетии, Республики Алтай, других национальных республик, позволит снять напряженность в регионах.
Свое мнение высказал Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Ежегодно, отметил он, в мире исчезает около четырехсот языков. И если так пойдет дальше, то завтра в многонациональной России все будут говорить только по-русски, а послезавтра под влиянием глобализации перейдут на английский и российская нация вообще исчезнет. И начало, что называется, уже положено — вот в Адыгее, например, отметил председатель Комитета по образованию, науке и делам молодежи Госсовета этой республики Юрий Удычак, после выхода 309-го закона прокуратура уже выносит протесты по поводу обязательности изучения в школах адыгейского языка…
— А ведь нет языка — нет народа. Хорошо Татарстан — сильный регион, может постоять за себя, а нам, маленьким республикам, что делать?
Постоять за малые народы взялся Андрей Фурсенко. Адыгейская прокуратура, пояснил он, не разобралась в ситуации. Дело в том, что 309-й закон… еще не вступил в силу — он начнет действовать с 1 сентября 2009 года.
— С этого дня все прокуратуры начнут протестовать, — с горькой иронией заметил Минтимер Шаймиев.
— Не начнут, — пообещал министр. — Передайте мне все документы, мы обязательно разберемся.
Держать ответ Андрею Фурсенко пришлось не только за действия адыгейских прокуроров. На реплику из зала — «Да кто вообще создал этот конфликт на ровном месте?» — он честно ответил:
— Наше министерство готовило этот закон, выходит, я и создал. Если это привело к таким противоречиям, значит,
И попытался доказать собравшимся, что и позиция Минобрнауки основывается не на пустом месте:
— Поверьте мне, в большинстве регионов национальный компонент в должной степени не работает. А все проблемы, о которых сейчас говорили — сокращение национальных школ, часов на изучение родного языка — это проблемы старого образовательного стандарта, новый-то ведь еще даже не вступил в действие. А старые стандарты, ориентирующиеся не на знания, а на то, сколько времени человек проводит в классе, — они у нас плохие. У нас качество образования падает!
Да и вообще, продолжил «разъяснительную работу» министр, речь в новом законе идет не о том, чтобы заменить региональный компонент федеральным — не будет там ни регионального, ни федерального компонентов. Просто теперь подход к образовательному стандарту принципиально меняется.
— Ну, скажем, было зеленое, а стало твердым, — попытался Андрей Фурсенко образно представить суть этих перемен. Но, видимо, почувствовав, что собравшиеся не прониклись осознанием важности столь кардинальных перемен, тут же пообещал: никакой ломки в образовании не будет. С 1 сентября 2009 года министерство начинает лишь «аккуратную апробацию» новых стандартов. И пока она не завершится, старые останутся в силе.
— После сегодняшнего разговора у меня и моих коллег появились новые соображения. Будем вместе работать. Это не завершение разговора, а лишь его начало, — пообещал министр.
И все же, судя по всему, продолжение легким не будет. Это стало понятно после того, как Андрей Фурсенко долго и упорно выступал против принятия итоговой резолюции совещания, где законодатели национальных республик указали, что новый закон привел к фактическому отстранению регионов от содержания образовательного процесса. И принять ее смогли лишь после долгого уточнения ряда формулировок. В общем, похоже, федеральный центр пока остался при своем мнении. Хотя, заметил Минтимер Шаймиев, если уж споткнулись на ровном месте, надо найти в себе силы признать ошибку.
— А это ошибка. И мы будем говорить об этом со всех трибун, — еще раз обозначил свою позицию Президент Татарстана.