Шедевры Лувра и Эрмитажа ведут диалог в Казани

Вчера на территории Казанского Кремля, в центре «Эрмитаж-Казань» состоялась презентация долгожданного международного музейного проекта — открытие выставки «От Китая до Европы.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА




Вчера на территории Казанского Кремля, в центре «Эрмитаж-Казань» состоялась презентация долгожданного международного музейного проекта — открытие выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира», ставшей зримым свидетельством плодотворного сотрудничества Государственного Эрмитажа, парижского Лувра и Министерства культуры Татарстана.

Главная цель проекта — показать исламское искусство во всем его разнообразии и в контексте мировой культуры. Выставка состоит из четырех разделов и объединяет около четырехсот экспонатов — от персидских миниатюр и сасанидских чаш до многофигурных батальных полотен и Бухарской палатки, подаренной императору Александру III предпоследним бухарским эмиром Абдулахад-ханом и представляющей собой целый дворец с богатым убранством и даже внутренним двориком.

На состоявшейся перед открытием выставки пресс-конференции заместитель Премьер-министра — министр культуры Татарстана Зиля Валеева напомнила, что идея этой выставки зародилась два года назад в Казани, когда здесь по инициативе Михаила Пиотровского проходило выездное заседание Международного консультационного совета Государственного Эрмитажа. «Это первая совместная выставка в России двух крупнейших музейных центров Европы — Лувра и Эрмитажа, — отметила она. — Но поверить в реальность этого грандиозного проекта мы смогли только тогда, когда получили первые экспонаты. Уникальность этой выставки заключается и в том, что впервые, наравне с шедеврами Эрмитажа и Лувра, на ней представлены экспонаты из нашего Национального музея».

В церемонии открытия выставки принял участие Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин.

Прежде всего он поблагодарил генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и директора-президента Музея Лувр Анри Луаретта за то, что они нашли возможность лично приехать в Казань в связи с открытием выставки, которая, по словам Фарида Мухаметшина, является «не только культурным, но и политическим событием». Глава парламента выразил свое восхищение их настойчивостью и последовательностью по реализации этого международного проекта.

«С 1997 года с благословения Михаила Борисовича Пиотровского и Президента нашей республики Минтимера Шариповича Шаймиева Эрмитаж не просто работает в Казани, но каждый раз продолжает удивлять нас новыми уникальными экспозициями. Сегодня я вижу здесь представителей Ассамблеи народов Республики Татарстан и думаю, что эта выставка — еще один большой вклад в нашу дружбу и наше согласие», — сказал Фарид Мухаметшин.

Иногда говорят, отметил он далее, что исламская культура закрытая, обособленная. Нет, ничего подобного. Сегодняшняя выставка доказывает, что она открыта всему миру и на протяжении многих веков развивалась вместе со всей мировой культурой.

«Не сомневаюсь, что эта выставка вам понравится, — сказал Михаил Пиотровский. — Это пример диалога культур не на словах, а на конкретных экспонатах, показывающих, как этот диалог происходил».

В качестве наглядного примера такого диалога, по мнению Михаила Пиотровского, могут служить древние ювелирные изделия из Средней Азии, хранящиеся в Эрмитаже, и произведения ювелирного искусства татарских мастеров XIХ века, впервые «встретившиеся» на этой выставке. Здесь также можно увидеть изделия одного и того же мастера, часть которых хранится в Лувре, а другая часть — в Эрмитаже.

— Два года назад я впервые открыл для себя Казань и с тех пор влюблен в ваш город, — признался Анри Луаретт. — По-моему, это совершенно особое место. И я благодарен Михаилу Пиотровскому, который привез меня сюда и заразил этим проектом. Хочу также выразить благодарность госпоже Валеевой, которая с самого начала проявила живой интерес и огромную заинтересованность в реализации нашего проекта. Хотелось бы также отметить, что вместе со мной здесь присутствуют мои коллеги — сотрудники отдела мусульманского искусства Лувра, которые сопровождали наши экспонаты на всем пути от Парижа до Казани.

Эта выставка, по мнению директора-президента Лувра, дает прекрасную возможность для сравнения и размышлений. Она уникальна не только своими экспонатами. Ее уникальность заключается прежде всего в том, что она несет в себе определенный урок, учит нас воспринимать и понимать мир. «Наш долг, — сказал Анри Луаретт, — не только хранить экспонаты, которые позволяют лучше узнать свою историю, но и научить людей понимать современный мир, привносить в него любовь, понимание и терпимость друг к другу. И на мой взгляд, эта выставка не могла бы состояться ни в каком другом месте, кроме Казани. Это удивительное место, где диалог культур происходит постоянно».

Затем Фарид Мухаметшин и Анри Луаретт, перерезав символическую ленточку, вместе с другими участниками и почетными гостями вернисажа с интересом ознакомились с экспозицией.

Изделия мастеров Египта, Ирана, Средней Азии, Индии, Испании и среди них — кашмирские шали, серебряные блюда и кувшины, военные доспехи и рукописи представляют широкий срез культуры от середины VII до начала XX века. Настоящей сенсацией выставки является «Сен-Жосская плащаница» — уникальный образец саманидского шелка, изготовленного в Хорасане до 961 года. К слову, этот экспонат впервые покинул пределы Франции. Особый интерес представляют также только что отреставрированные памятники так называемой новой персидской живописи — монументальные полотна «Смотр персидских войск Фатх-Али шахом» и «Сражение персов с русскими», на примере которых можно проследить, как древние традиции исламского искусства преобразуются под влиянием западных мастеров.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что выставка, открывшаяся в центре «Эрмитаж-Ка-зань», дает уникальную возможность не только увидеть редкие образцы исламского искусства, но и убедиться в том, что оно никогда не было «вещью в себе», развиваясь на протяжении всей своей истории во взаимодействии с другими культурными традициями.

В общении с журналистами Анри Луаретт отметил, что был бы рад продолжить сотрудничество с центром «Эрмитаж-Казань» и музеями нашей республики. В частности, он очень высоко отозвался о казанской коллекции картин Николая Фешина. По словам Анри Луаретта, это великий художник, и его картины обязательно должны видеть за пределами республики, в том числе и в Лувре.

В свою очередь, Михаил Пиотровский рассказал о ближайших выставочных проектах Эрмитажа в Казани. Среди них — выставки античного и европейского искусства (импрессионизм и постимпрессионизм) , а также выставка оружия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще