Жизнь диктует необходимость перехода на альтернативные виды топлива
До сорока процентов выбросов в атмосферу вредоносных твердых веществ — это «заслуга» автомобильного транспорта. Особенно опасны такие канцерогены, как формальдегид и бензоперин, которые, по мнению ученых-медиков, являются возбудителями онкологических заболеваний. Ну, а поскольку в последнее десятилетие количество авто на российских дорогах растет чуть ли не в геометрической прогрессии, то это благо цивилизации уже стало дамокловым мечом над нашими головами.
Единственное спасение — в постепенном переводе машин с углеводородного вида топлива на альтернативное, преимущественно газовое, применение которого наряду с экономическим эффектом дает и экологический: в десять раз уменьшается выброс в природную среду формальдегидов, более чем в два раза — бензоперинов…
В настоящее время на территории Татарстана функционирует лишь девять заправок автотранспорта компримированным газом, а сжиженным — 64 «точки». К слову, компримированный — это обычный природный газ, сжатый под определенным давлением. А сжиженный — продукт нефтедобычи, то есть нефтяной попутный газ, который с экологической точки зрения, как утверждают многие эксперты, мало чем отличается от бензина и солярки. Но с экономической — дешевле углеводородов. Так что преимущество — на стороне менее токсичного и относительно недорогого (по крайней мере, на сегодняшний день) природного газа. Поэтому государство делает упор на расширении использования в данной сфере именно компримированного «голубого топлива».
Требуется стимул
В развитых странах давно оценили преимущества газового топлива по сравнению с бензиновым и дизельным. Как сообщил на недавней пресс-конференции в агентстве «Татмедиа» советник Премьер-министра по вопросам нефтегазохимического комплекса Ренат Сабиров, в мире почти девять миллионов авто ездят на «голубом топливе». Причем ежегодно данный показатель стремительно растет — на 10-15 процентов. В Российской Федерации газобаллонным оборудованием оснащено около 95 тысяч машин, и то в основном государственных и муниципальных. Всего в стране 221 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, где техника заправляется компримированным газом.
В прошлом году на моторное топливо в России израсходовано 310 млн. кубометров природного газа. По мнению Рената Сабирова, это очень мало, если учесть, что общий объем добычи составил 650 млрд. кубов. Тем не менее и столь небольшое потребление этого сырья дало ощутимый эффект — на 117 тысяч тонн сократился объем выбросов в атмосферу твердых веществ.
По словам заместителя министра промышленности и торговли Фарида Туктарова, в прошлом году акционерным обществом «Газпром» была утверждена целевая комплексная программа развития в нашей стране газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на период до 2015 года. В соответствии с этим инвестиционным проектом через несколько лет на автотранспортные нужды будет расходоваться 2,6 млрд. кубов «голубого топлива» в год, а количество переоборудованных авто увеличится более чем в четыре раза, то есть достигнет 400 тысяч.
В Татарстане реализацией данной программы занимается компания «Газпром трансгаз Казань», которая до 2015 года планирует построить еще десять газонаполнительных компрессорных станций. Имеющиеся сегодня девять заправок сосредоточены в крупных промышленных центрах — Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске и Буинске. А новые появятся в Лениногорске, Нурлате, Арске, Елабуге, Чистополе, Апастове, Зеленодольске, Балтасях, Богатых Сабах и еще одна — в Буинске. Если в прошлом году на моторное топливо ушло около пяти миллионов кубов природного газа, то предполагается, что к 2015 году этот показатель удвоится. Также увеличится в два раза «газовый» автопарк — с нынешних двух тысяч единиц (причем из них около 800 — ведомственные машины «Газпром трансгаз Казани») до 4,5 тысячи.
Судя по результатам проведенного экспертами Министерства экономики анализа работы автомобильного транспорта республики, переоборудованного на газобаллонную систему, «ездить на газу» весьма выгодно. Так, экономия на каждые сто километров составляет от 50 до 155 рублей. И расходы по переоборудованию машины компенсируются за четыре-пять месяцев. Кроме того, ресурс двигателя и свечей зажигания увеличивается на 35-40 процентов, срок службы масла — в 1,5-2 раза, и существенно снижается его расход.
Однако есть фактор, способный затормозить «газомоторную» программу, — это постоянное удорожание «голубого топлива». И если отпускные цены на газ не будут значительно ниже стоимости бензина, солярки, то для стимулирования юридических и физических лиц к переходу на газомоторную систему от государства потребуется принятие серьезных мер…
Законодательство тормозит
По словам заместителя министра экологии и природных ресурсов РТ Анатолия Щеповских, вопросом переоборудования автотранспорта на газовое топливо государственные мужи начали заниматься еще в 1994 году. Тогда была создана всероссийская комиссия, которую возглавил Рэм Вяхирев, бывший руководитель «Газпрома». К ее работе подключилось известное еще с советских времен опытно-конструкторское бюро «Союз». Но в кризисные годы «газовые» потуги не увенчались успехом…
В нашей республике деятельность по данной проблеме активизировалась на заре XXI века. В 2004 году Министерством экологии и природных ресурсов по заданию татарстанского Правительства был разработан законопроект об использовании природного и сжиженного нефтяного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива. В нем предусматривалось и экономическое стимулирование потенциальных «ездоков на газу». Однако законопроект был отклонен, по утверждению Анатолия Щеповских, лишь на том основании, что на уровне Российской Федерации аналогичного закона не существовало.
Вместе с тем Фарид Туктаров констатировал, что приоритетность деятельности по переходу на альтернативные виды топлива закреплена в программах «Энергоресурсоэффективность в РТ на 2006-2010 годы», «Развитие топливно-энергетического комплекса РТ на 2006-2020 годы» и в новом проекте — «Об экологической безопасности РТ до 2015 года». Но программы — это стратегические планы, а не законы, расставляющие все точки над «i» в определении прав и обязанностей. Допустим, по информации, предоставленной заместителем начальника отдела инноваций Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ришатом Лутфуллиным, КамАЗом совместно с Казанским государственным техническим университетом создается газовый двигатель, соответствующий требованиям «Евро-4». И челнинский автозавод готов оборудовать им автобусный парк республики, работающий на дизельном топливе. Но благие планы упираются в отсутствие на федеральном и региональном уровнях законодательства об использовании альтернативного вида моторного топлива.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки и стимулировать юридические лица к переводу своих авто на сжатый природный газ, в настоящее время разрабатываются законопроекты о внесении определенных изменений в законы РТ «О транспортном налоге» и «О налоге на имущество предприятий и организаций». Положительные примеры в данном направлении имеются. Как один из них, в Томской области в прошлом году региональный парламент принял решение о предоставлении целевых налоговых льгот в областной бюджет юрлицам, которые сэкономленные деньги направляют на инвестиционные проекты по переводу автотранспорта на газовое топливо. Аналогичные шаги предприняты и в Алтайском крае.
Но, в принципе, верховные власти как России, так и Татарстана уже зажгли «зеленый свет» для реализации этого проекта: Президент Дмитрий Медведев подписал в июне нынешнего года указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», а глава республики Минтимер Шаймиев дал в начале этого года соответствующие указания в своем Послании Госсовету РТ. Так что надежда на появление в свет вышеназванных законов все же есть…
Однако в будущих законах, на мой взгляд, должны быть прописаны не только меры экономического стимулирования в отношении потребителей наименее токсичного вида топлива и методы экологического давления применительно к любителям традиционной моторной начинки, но и задания автопроизводителям. А именно — с конвейеров автозаводов должны выходить машины с различными двигателями, в том числе работающими на природном газе. То есть изначально у автомобилиста должен быть выбор, технике с каким мотором (бензиновым, дизельным, газовым) при ее покупке отдать предпочтение. При таком раскладе можно было бы избежать многих проблем…
Кстати, татарстанские ученые при поддержке республиканского Минтранса в настоящее время создают еще один вид альтернативного моторного топлива — из рапсового масла. Ришат Лутфуллин отметил, что предварительные лабораторные исследования этого ноу-хау подтвердили, что в выхлопах работающего двигателя автомобиля, заправленного таким топливом, не содержится никаких вредных примесей.
А что касается биотоплива, основанного на зерновых культурах (а в Татарстане, как известно, имеется излишек зерна) , то по данному поводу в мире, где миллионы людей голодают, ведутся нешуточные баталии. К примеру, такой авторитетный человек, как мэр Москвы Юрий Лужков, называет этот заправочно-автомобильный способ антигуманным…