Вписана еще одна яркая страница в историю Казанского международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар». Взятая им новая, четвертая высота подтвердила приверженность кинофорума и его участников идеалам добра, гуманизма и нравственности, их готовность к диалогу, основанному на взаимном уважении мнений и глубоком понимании миротворческой миссии кино-искусства.
Напомним, что в этом году в фестивале мусульманского кино в Казани приняли участие кинематографисты 37 стран. На суд жюри было представлено 30 фильмов — по десять в каждой номинации: игровое полнометражное, игровое короткометражное и документальное кино. Почти столько же киноработ было показано в рамках внеконкурсной программы фестиваля. Десятки тысяч казанцев и гостей города смогли приобщиться к этому большому празднику киноискусства, который почтили своим вниманием многие звезды российского и мирового кино. Причем, по традиции, самой высокой концентрации звездная составляющая фестиваля достигла именно на церемонии его закрытия, когда наконец-то разрешилась главная интрига и стали известны имена обладателей девяти статуэток «Золотой Минбар».
Звездную эстафету от Катрин Денев, которая год назад впервые привнесла в атмосферу фестиваля мусульманского кино особый французский шарм, приняла не менее именитая и очаровательная гостья из Франции Изабель Аджани. Причем у нее это получилось просто и естественно. На пресс-конференции французская кинозвезда призналась, что наслышана о Татарстане и «Золотом Минбаре» от своего друга Жоэля Шапрона, директора Каннского кинофестиваля, и ее сразу же привлек девиз казанского кинофорума «К диалогу культур через культуру диалога». Ей, дочери немки и алжирца, выросшей в эмигрантском квартале Парижа, не надо объяснять, как важен сегодня такой диалог. Кроме того, она уверена, что «настоящее кино сегодня делается именно на Востоке».
На заключительной церемонии, приветствуя участников и гостей фестиваля, Изабель Аджани говорила тепло и взволнованно. «Мне изначально был близок посыл вашего кинофестиваля, но когда я ехала сюда, то все-таки не представляла, в каком удивительном месте я окажусь», — призналась она. Важным и радостным открытием для себя назвала Изабель Аджани то, что она узнала об истории и культуре Татарстана, который и для нее теперь является символом толерантности, «соборности» разных народов и культур. «И я заранее счастлива, что смогу рассказать об этом у себя дома, во Франции», — сказала она. И добавила: «А на вашем месте я бы выдвинула Казань на соискание Нобелевской премии мира».
А первой из почетных гостей фестиваля на сцену «Пирамиды» поднялась представительница одной из самых известных в России кинематографических династий — актриса, режиссер и сценарист Наталья Бондарчук. К слову, она не впервые на «Золотом Минбаре», и, по ее словам, «чем больше будет таких фестивалей, тем быстрее наступит золотой век культуры».
В церемонии награждения победителей IV КМФМК приняли участие также народные артисты России Ирина Мирошниченко и Андрей Соколов, известный кинорежиссер Александр Митта, популярные российские актеры Анастасия Заворотнюк, Сергей Маховиков и Лариса Шахворостова.
Для тех, кто вписался в напряженный график конкурсных показов и предпочел околофестивальным тусовкам полумрак кинозала, не стало большой неожиданностью решение жюри поделить Гран-при IV КМФМК между иранской лентой «Ми“ для мамы» и индийской «Джодха акбар». Первая — драматическое киноповествование о последствиях ирано-иракской войны на примере одной-единственной сломанной женской судьбы — подарила нам новую встречу с выдающейся иранской киноактрисой Гольшифте Фарахани, чье яркое дарование мы открыли для себя в фильме «Слеза холода», который был удостоен Гран-при II «Золотого Минбара». Индийская киносага «Джодха акбар»- это красивая и пронзительная история любви одного из самых знаменитых правителей Индии и прекрасной принцессы, чей союз был призван соединить не только два сердца, но и две религии. Исполнитель главной роли Ритик Рошан, входящий в тройку самых именитых индийских актеров, удостоен также приза «За лучшую мужскую роль». А лучшей актрисой «Золотого Минбара» вновь признана Гольшифте Фарахани.
Приз «За лучшую режиссуру» тоже достался представителю иранского кинематографа — режиссеру Расулу Садр Амели за фильм «Каждая ночь одиночества».
Лучшим документальным фильмом стала лента Анны Бройновски «Запрещенная ложь» (Австралия) , отмеченная также специальным призом Гильдии киноведов и кинокритиков за успешные поиски в области киноязыка. А главный приз среди короткометражных игровых лент получил фильм «Кофе и Аллах» (режиссер — Сима Урале) , представлявший на фестивале Новую Зеландию.
Не остались без наград и татарстанские кинематографисты. На заключительной церемонии они дважды принимали поздравления. Художественный фильм «Трехногая кобыла» отмечен призом за лучшую операторскую работу (Эдуард Ситдиков). А документальная лента Батыра Баишева «И раскололся месяц» — о жизненном пути выдающегося татарского богослова и общественного деятеля Мусы Бигиева — удостоена специального приза «За вклад в дело исламского просвещения».
Лауреатами четвертого «Золотого Минбара» стали также полнометражный игровой фильм «Почти взрослая» (Великобритания, приз «За лучший киносценарий») и совместная работа документалистов Франции и Нидерландов «Лицом к лицу» (приз «За лучшую режиссуру в неигровом кино»). Кроме того, специальным призом международной организации ТЮРКСОЙ «За вклад в развитие кинематографии тюркского мира» отмечена документальная лента «На натянутом канате» (Норвегия — Канада, режиссер — Петр Лом).
Еще одним подтверждением того, что на нынешнем «Золотом Минбаре» наиболее интересной была программа документального кино, стало вручение одной из самых престижных наград фестиваля — специального приза Президента Татарстана Минтимера Шаймиева «За гуманизм в искусстве» американской документальной ленте «Такси до темной стороны» (режиссер — Алекс Гибней).
Наконец, специальным призом фестиваля мусульманского кино «За выдающийся вклад в развитие киноискусства» был награжден известный казахский кинорежиссер и председатель жюри IV КМФМК «Золотой Минбар» Болотбек Шамшиев. «Я глубоко тронут, — сказал он, — что мой сорокалетний творческий путь в кино, мои заслуги отмечены именно в братском Татарстане». А как председатель жюри он поблагодарил за хорошую организацию кинофестиваля («нам были созданы все условия для работы») и назвал главным достоинством фильмов, представленных в конкурсной программе «Золотого Минбара», то, что это прежде всего фильмы о любви — о любви к Богу, своему народу, женщине…
«Итак, все победители названы, — сказала в завершение церемонии председатель оргкомитета фестиваля, заместитель Премьер-министра — министр культуры РТ Зиля Валеева. — Но прежде чем объявить о закрытии „Золотого Минбара-2008“, хочу заверить, что частица таланта всех участников кинофестиваля, их творческое вдохновение, их доброта и огромный интерес к Казани и Татарстану останутся здесь, с нами. И мы будем с нетерпением ждать новых встреч, потому что самое удивительное, что может произойти сегодня с нами — это встреча с настоящим талантом».
И все-таки, думается, главный «разбор полетов» еще впереди, когда разъедутся большинство участников и почетных гостей фестиваля. И прежде всего он коснется, по выражению одного из членов жюри, «мелких, но системных ошибок» организации кинофорума, а также принципов работы отборочной комиссии. Не секрет, что принятые сейчас критерии отбора фильмов на «Золотой Минбар» не позволили, в частности, включить в нынешнюю конкурсную программу ряд кинолент, обладающих бесспорными художественными достоинствами. За скобками газетных репортажей пока остались и жаркие споры вокруг самого термина «мусульманское кино», с новой силой вспыхнувшие на нынешнем фестивале. Наконец, более пристального внимания к себе заслуживают и фильмы-победители, и наша газета также намерена продолжить разговор о них.