Без хозяина и транспорт – сирота

Когда-то известный французский архитектор Корбюзье утверждал, что ни один город не растет быстрее, чем развивается его транспорт. Вероятно, в большинстве стран так и происходит. Но не в России… Татарстан, конечно, тоже не остается в стороне от этих проблем. Во всяком случае, еще десять лет назад у нас была разработана концепция развития автотранспортной сети республики, однако развиваться данная сеть стала вовсе не по расписанному сценарию, а как раз вопреки ему.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Когда-то известный французский архитектор Корбюзье утверждал, что ни один город не растет быстрее, чем развивается его транспорт. Вероятно, в большинстве стран так и происходит. Но не в России…

Татарстан, конечно, тоже не остается в стороне от этих проблем. Во всяком случае, еще десять лет назад у нас была разработана концепция развития автотранспортной сети республики, однако развиваться данная сеть стала вовсе не по расписанному сценарию, а как раз вопреки ему. Рынок транспортных услуг формировался весьма беспорядочно, и навести порядок в этой сфере не удается до сих пор. Почему?

Еще до появления транспортной концепции началось тотальное изменение форм собственности когда-то государственных автотранспортных предприятий в ООО и ОАО. Большая их часть прошла стадию банкротства, расплодилось огромное количество частных, мелких и не очень, фирм этого профиля. Процесс продолжается и по сей день. А какая задача у частника, даже если он провозглашает во всеуслышание: “Мы работаем для пассажира”? Правильно, получение прибыли. Но добыть ее не так просто. Ведь транспортная сфера, кажущаяся на первый взгляд эдаким Эльдорадо – мол, потребность в перевозчиках не иссякнет при любом общественном строе, – на самом деле весьма затратна. Особенно при нынешних неуклонно растущих ценах на ГСМ и подвижной состав. Не зря же практически во всем мире отрасль пассажирских перевозок признана убыточной, а потому дотируется государством.

Понятно, что полностью отдать всю транспортную деятельность в частные руки пока нельзя, ведь в этом случае при существующих ныне законах ситуация с пассажирскими перевозками может вообще выйти из-под контроля. Всегда должна существовать некоторая подстраховка.

Согласно Федеральному закону 2003 года “Об общих прин-ципах органов местного само-управления” и Закону РТ 2004 года “О местном самоуправлении в Республике Татарстан” организация пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам сегодня является обязанностью и ответственностью органов местного самоуправления. Вот только порядка в пассажирских внутригородских и внутрирайонных перевозках больше не стало. Скорее, наоборот.

О роли городского пассажирского транспорта в системе муниципальных общественных отношений шел разговор на состоявшейся на днях коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. По единодушному мнению собравшихся, ситуация с пассажирскими перевозками в республике далека от идеала. Как отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов, формирование, утверждение и размещение заказов на транспортное обслуживание – функции, которые легли на плечи муниципалитетов, исполняются разве что в крупных городах – Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, да и то с огрехами. А во многих районах подобная работа не ведется вообще – маршрутная сеть не утверждена, нет реестра маршрутов и перевозчиков, на них работающих, не утверждены параметры качества обслуживания. О конкурсах, которые должны проводиться среди перевозчиков на право оказания транспортных услуг, о контроле за качеством оказания этих услуг говорить вообще не приходится. По словам руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, в трети из проверенных муниципальных районов более половины маршрутных пассажирских автобусов для таких перевозок не предназначены. Да что там – порой в аппаратах исполкомов даже лиц, ответственных за организацию транспортного обслуживания, нет. Одним словом, нет хозяина. А без хозяина, как известно, даже транспорт – сирота.

Впрочем, нет пока и документов, регламентирующих организацию муниципальных городских перевозок, хотя Закон “Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан” был принят почти два года назад. И не только по нерасторопности сотрудников Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики. Так, например, до сих пор не прошли согласования методические рекомендации по расчету расходов перевозчиков и тарифов при обслуживании пассажиров на муниципальных, городских маршрутах и электротранспорте и порядок компенсации недополученных доходов, связанных с обслуживанием по регулируемым тарифам. Транспортники-муниципалы попали в “ножницы” – тарифы на проезд повышать нельзя (во-первых, за этим строго следит республиканский Комитет по тарифам, а во-вторых, это вряд ли оправдано экономически – так и последних пассажиров растерять недолго), а компенсации за перевозку пассажиров, пользующихся льготами на проезд, не получишь. Интересно, что в условиях аналогичного тарифного регулирования и предоставления льгот необходимые ассигнования из республиканского бюджета для предприятий железнодорожного и речного транспорта предусмотрены. Чем же хуже автотранспорт? Тем, что здесь хозяина нет?

Будет ли повышаться оплата за проезд в автобусах и трамваях в Татарстане? По словам министра транспорта и дорожного хозяйства республики Ильдуса Фасхутдинова, вряд ли, ведь уже сегодня тарифы на проезд общественным транспортом в республике в числе самых высоких в Приволжском федеральном округе. Но если вопрос с компенсацией выпадающих доходов не решить в ближайшее время, то практически все муниципальные, а иже с ними и значительная часть частных автотранспортных предприятий прочно сядут на финансовую мель. И тогда жди массового оттока водителей из муниципальных предприятий к частникам (а с кадрами сегодня на любом автопредприятии есть проблемы), недостаточного обновления подвижного состава и, как следствие, сбоев в расписании движения.

А ведь нынешний год Президент России Дмитрий Медведев объявил Годом транспорта…

Сегодня мы гордимся тем, что практически ко всем населенным пунктам республики уже ведут или достраиваются дороги с твердым покрытием. Гордость обоснованна и вполне понятна. Жаль только, что по этим замечательным дорогам к этим самым населенным пунктам людям порой приходится идти пешком или голосовать на обочине в надежде, что кто-нибудь из проезжающих мимо сжалится и подберет…

Говорят, из каждой ситуации есть как минимум два выхода. Так вот, в нашей самый простой – достаточное финансирование. Вспомним, как стремительно стали хорошеть татарстанские дороги вслед за солидными денежными инъекциями в дорожную отрасль. Но дороги нужны всем – и бедным, и богатым, и мелким фирмам, и крупным предприятиям. А вот общественным транспортом больше пользуются представители малозащищенных слоев общества. Так, может, для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, взять да и пересадить всех чиновников с личных авто в общественный транспорт?

За 6 месяцев 2008 года транспортными предприятиями Татарстана по муниципальным маршрутам городского и пригородного сообщения перевезено 108,6 миллиона человек против 113,8 миллиона пассажиров за аналогичный период 2007 года. При этом количество городских и пригородных маршрутов сократилось соответственно на 9,5 и 12,8 процента.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще