Как мы уже сообщали, с недавнего времени компания “Горпечать” в Казани отказалась принимать на реализацию часть городских и республиканских печатных изданий, мотивируя это тем, что их не покупают. В “черный список” вошли газеты “Ватаным Татарстан”, “Казанские ведомости” и “Шахри Казан”.
Отказ от их реализации последовал после того, как у “Горпечати” сменился собственник. И о мотивации его решения можно легко догадаться. Дело в том, что в сравнении с изданиями, которые принято именовать “желтой прессой”, а также продукцией развлекательного характера, заполонившей все киоски, городские и республиканские газеты имеют невысокую цену, так как должны быть доступными для самых разных слоев населения. Прибыль от них коммерсантам сравнительно невелика. Вот и решило новое руководство розничной торговли печатной периодикой исключить некоторые издания из продажи. Однако шаг этот имеет далеко идущие последствия.
– Мы считаем, что руководство “Горпечати” поступило некорректно, просто поставив нас перед фактом одностороннего разрыва договора на продажу нашей газеты, – говорит, например, главный редактор “Казанских ведомостей” Венера Якупова. – Наше издание продавалось со стопроцентной наценкой, и говорить о коммерческой неэффективности продаж здесь вряд ли уместно. К тому же другие распространители продают “Казанские ведомости”, и их все устраивает. Считаю, что для миллионного города, называющего себя европейским, несолидно иметь на газетных прилавках такой скудный ассортимент местных СМИ, в то время как все витрины заставлены сомнительными лечебниками и пособиями по черной магии, – заявила Венера Якупова.
Понятно, что коммерсанты, владеющие “Горпечатью”, как и любые другие предприниматели, работают для того, чтобы получать прибыль. Это диктуется рыночными законами. Но в то же время хорошо известно, что во всех без исключения странах, даже имеющих самые либеральные модели рыночной экономики, рано или поздно приходили к выводу о необходимости государственного регулирования ее отдельных элементов. К безусловным приоритетам любого государства относится пресса и ее распространение. Недаром сегодня в России, как и в других государствах, иностранцы имеют серьезные ограничения на владение СМИ. Наряду с оборонной промышленностью, космическими лабораториями и прикладными научными институтами. Существует и специальное понятие – “информационная безопасность”, которой любое правительство придает огромное значение. В нашей же ситуации можно говорить о нарушении принципов этой информационной безопасности. Части граждан, и части немалой, по сути дела, отказали в праве читать издания, которым они отдают предпочтение. Причем не развлекательного, “таблоидного” характера, а общественно-политического.
Есть у этого запрета и другой аспект. Государство обязуется обеспечить человеку необходимый минимальный уровень его самых насущных потребностей. И право на информацию, которая, по сути, является социальным продуктом, причем по доступным ценам, также один из элементов этого “пакета”. Таким образом, городские киоски, торгующие в том числе и общественно-политическими изданиями, имеют не только коммерческое назначение, но и несут определенные социальные функции. Ведь торговля в них идет не арбузами или семечками, а продукцией, связанной с пропагандой, разъяснением государственного подхода к решению региональных и местных проблем. А любой гражданин имеет полное право знать мнение власти по тому или иному вопросу.
Это уже очень хорошо осознали в Москве, где в данном вопросе идут впереди. Как сообщает “Российская газета”, на уровне правительства города там принято решение о создании списка изданий, обязательных к распространению через киоски. Это в первую очередь общественно-политическая, детская и научная периодика. Вот такая “нерыночная” мера в насквозь, казалось бы, рыночной столице.
Возвращаясь к нашей ситуации, стоит заметить, что сегодня в киосках “Горпечати” торгуют чем угодно – от детских игрушек до предметов личной гигиены, которым, наряду с гламурными журналами, отводятся лучшие места на витрине. Но это было бы не столь тревожно, если бы хозяева сети киосков наряду со всей непрофильной продукцией так же активно занимались бы продажами серьезных изданий. Ведь их продавать надо тоже уметь. Именно эта продукция является основной для киосков, о чем нередко забывают.
Вместе с тем в столице республики проживает большое количество пожилых людей, которые занимают, как правило, активную жизненную позицию, интересуются, что происходит в Казани и Татарстане, и запрет розничных продавцов печати на продажу ряда газет ударил в первую очередь по ним. А ведь не секрет, что пожилые люди находятся сегодня и без того в незавидном финансовом положении.
Думается, сложившаяся ситуация должна заставить задуматься и городские власти. Ведь может так сложиться, что они вскоре просто не смогут донести свое мнение до горожан, рассказать им о своей работе и планах. Строительство киосков альтернативной сети печатной периодики, конечно, выход из положения. Но дело это очень затратное и в ближайшем будущем вряд ли осуществимое. Однако отстаивать свои интересы в работе с розничными продавцами печатной продукции должна любая региональная власть, думающая о будущем.
Президиум Союза журналистов Татарстана поставил в известность о сложившейся ситуации Премьер-министра Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина.
Мы за развитие рыночных отношений в обществе, в том числе и на медиарынке, говорится в обращении президиума СЖ РТ. Но эти отношения должны быть прозрачными и честными. Продажа печатной продукции не является убыточной при умелом маркетинге, что известно из мировой практики. Отсутствие эффективного маркетинга в сфере распространения прессы ОАО “Горпечать” заменяет распространением через газетные киоски сопутствующих товаров, что, вероятно, приносит коммерсантам большую выгоду.
В эти дни в редакции газет поступает множество сигналов от граждан, привыкших покупать свои любимые издания в газетных киосках. Однако местная периодика, впрочем, как и качественная российская пресса, сегодня практически исчезла из газетных киосков Казани. Уверены, что государство должно обеспечивать право граждан на получение объективной, достоверной информации, регулировать ситуацию в сфере социальных проектов, каковой, безусловно, является печать, подчеркивается в обращении.
В четверг заместитель Председателя Госсовета, председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова встретилась с членами совета директоров группы компаний “Альянс”, которая является новым собственником “Горпечати”.
Как сообщает “Татар-информ”, обсуждалась ситуация, связанная с реализацией казан-ской “Горпечатью” местных печатных СМИ. В ходе беседы поднимались вопросы, касающиеся большого процента возврата нереализованного тиража, который, по мнению татарстанских журналистов, можно было бы снизить, а также о высокой накрутке на стоимость издания со стороны распространителя. Римма Ратникова обратила внимание на то, что среди этих СМИ имеются национальные, детские и другие социально значимые печатные издания. Она подчеркнула, что всецело поддерживает развитие рыночных отношений в обществе, однако в данном случае речь идет об ущемлении конституционных прав граждан на получение информации, в том числе и о деятельности властей.
В свою очередь представители компании “Альянс” во главе с ее председателем Алексеем Карагановым выразили свою готовность к сотрудничеству и отметили, что осознают важность проблемы и необходимость ее скорейшего решения. Ознакомившись с ситуацией, они признали ошибку местного руководства организации “Горпечать” и подтвердили отсутствие эффективного маркетинга в сфере распространения прессы.
Представители компании “Альянс” высказали также пожелание о создании республиканского Совета издателей и распространителей печати, который мог бы стать площадкой для обсуждения имеющихся проблем и поиска оптимальных решений. Как считают представители компании, в этом случае Татарстан мог бы быть первым регионом, где решение подобного рода задач будет регулироваться должным образом.
Вчера ситуация с распространением местных печатных изданий через киоски казанской “Горпечати” была обсуждена на заседании комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития институтов гражданского общества. Участники заседания пришли к выводу: в Казани создан прецедент, который может привести к нарушению информационной безопасности населения не только в Татарстане, но и других российских регионах, особенно в национальных республиках. В целом создается угроза существованию такого мощного института гражданского общества, как печатные СМИ, особенно местной печати, наиболее востребованной населением.
Комиссия Общественной палаты решила обратиться к руководству Казани, агентству “Татмедиа” с просьбой найти пути решения этой проблемы, которая из экономической превратилась, по сути, в политическую.
Вчера же в издательстве “Идел-пресс” в Казани состоялась встреча членов совета директоров группы компаний “Альянс” с руководителями редакций местных и региональных газет и журналов. На ней представители компании признали: отказ от реализации ряда изданий казанской “Горпечатью” явился следствием просчетов ее менеджмента, и пообещали, что эти газеты будут возвращены на прилавки.
По результатам достигнутого соглашения будет заключен договор о намерениях между представителями редакций и распространителями. В нем, в частности, должен появиться пункт об утверждении перечня местных и региональных изданий, несущих социальную функцию. Представители “Альянса” пообещали, что такие издания будут реализовываться киосками “Горпечати”. Теперь дело за выполнением соглашения.