Каким должен стать университет в новом столетии? В чем его главная задача – давать классическое образование или готовить узких специалистов? Какую роль университеты играют в жизни регионов? Эти вопросы два предыдущих дня обсуждались в зале заседаний Госсовета Татарстана, где проходил международный семинар “Университеты: культурное развитие и региональная самобытность”.
Университеты существуют в Европе уже более 800 лет, и история показала, что они являются одним из самых устойчивых образований современности. Об этом напомнил собравшимся, открывая семинар, Председатель Госсовета РТ, председатель Комитета по культуре и образованию Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Фарид Мухаметшин. Он отметил также, что именно с появлением университетов было связано рождение многих европейских городов, и сегодня крупные образовательные центры во многом определяют облик культурного и общественного ландшафта на местном, региональном, государственном и общеевропейском уровне.
Фарид Мухаметшин зачитал участникам форума приветствие Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в котором, в частности, говорится о том, что Казань по праву гордится своим университетом, которому пошел уже третий век.
“Весьма примечательно, что нынешний семинар приурочен к проведению в Казани выездного заседания Комитета по культуре и образованию Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, – отметил также в своем приветствии глава республики. – В Татарстане высоко ценят вклад этой международной организации в общеевропейские процессы укрепления и развития культурной самобытности регионов Европы. Особый интерес для нас представляет развитие сотрудничества с европейскими партнерами в области науки и образования. Надеюсь, что знакомство с богатым татарстанским опытом межнационального и межрелигиозного согласия, продуктивным диалогом культур станет хорошим импульсом для появления новых идей и реализации совместных проектов”.
Свое видение роли университетов в условиях нового времени собравшимся представил министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Упомянув о том, что образование – безусловный приоритет для любой страны, он заметил, что сегодня образовательные центры должны переходить от принципа “образование на всю жизнь” к тезису “образование в течение всей жизни”. То есть студенту нужно задать такой импульс развития, чтобы и после вуза он не прекращал самообразовываться на всех этапах жизни и карьеры.
Многие доклады на семинаре были посвящены различным аспектам истории становления университетов. Президент Палаты регионов Конгресса Совета Европы Явуз Милдон отметил, что в течение многих веков университеты были центрами не только науки, но и культуры, межэтнического диалога, о чем особенно важно помнить сегодня.
Вообще, история, как выяснилось, помогает лучше понять современные процессы. Так, заведующая кафедрой отечественной истории КГУ Елена Вишленкова напомнила о том, как непросто складывалась судьба Казанского университета в послереволюционные годы – его чуть было не закрыли, поскольку молодой советской власти нужны были не столько образованные люди, сколько узкие специалисты. Но университету удалось не только выжить, но и сохранить свое лицо. Сегодня, заметил ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов, перед образовательным сообществом стоят похожие проблемы: нужно определиться, должны ли наши университеты просто давать студентам образование или же выпускать компетентных специалистов, которые могут сразу приступить к работе?
По мнению ректора КГУ Мякзюма Салахова, современная экономика требует от образования именно подготовки специалистов. Однако между возможностями высшей школы и потребностями общества сложилось определенное противоречие: система образования не успевает за скоростью приращения знаний… Тем не менее, сказал Мякзюм Салахов, признавая всю важность узконаправленного образования и дальнейшей работы вузов в этом направлении, необходимо сохранить и классические университеты – они защищают социум от дегуманизации и излишнего технократизма.
В то же время, отметил в своем выступлении представитель Казанского технологического университета Андрей Тузиков, если говорить о роли университетов в жизни региона, приходится констатировать: сегодня возлагаемая на них роль воспитания национальной элиты не выполняется. Ведь сами представители этой элиты предпочитают отправлять своих детей учиться за границу или в крупные федеральные центры. Как повысить роль вузов в регионах? Во-первых, необходимо активно вовлекать их в процесс регионального развития, идя по пути интеграции вузов, бизнеса и крупных предприятий. Во-вторых, университетских профессоров, чей статус в обществе сегодня сильно упал, надо бы включать в экспертные советы, влияющие на принятие государственных решений различного уровня.
В целом высшая школа, по мнению Фарида Мухаметшина, должна осознать, что модернизация, серьезные инновационные перемены ей необходимы. Не дело, когда на фоне бурного развития информационных технологий профессор по старинке читает лекции с мелом у доски. Университетские ученые, полагает Председатель Госсовета, должны активнее проявлять себя и в решении глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, – здесь и истощение сырьевых ресурсов, и проблемы атомной энергетики, и угроза экологической безопасности планеты.
Подводя итог двухдневной дискуссии, член Комитета по культуре и образованию Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Сью Болам заметила, что университетам необходимо наладить устойчивый диалог с властью, чтобы выработать общее видение тех ценностей, которые необходимо сегодня продвигать.
Впрочем, приверженцам традиций не стоит опасаться того, что новые времена каким-то образом подорвут классические основы университетского бытия. Как отметил в ходе семинара член-корреспондент РАН Павел Уваров, университеты на протяжении их долгой истории неоднократно пытались закрыть или полностью “перекроить” под потребности нового времени. Но структура оказалась настолько устойчивой, что пережила все потрясения. Значит, сама суть университета как крупнейшего центра образования и культуры жизненно необходима обществу.