Зазвучит ли в учительской голос мужчины

В том, что в современной российской школе крайне не хватает учителей-мужчин, убеждать никого не надо.

Автор статьи: Евгений СЕРГЕЕВ

В том, что в современной российской школе крайне не хватает учителей-мужчин, убеждать никого не надо. Действительно, устраиваться школьными преподавателями представители мужской половины сегодня явно не торопятся. Причина вроде бы ясна: глава семьи должен хорошо зарабатывать, а учебные заведения ему такой возможности не предоставляют.
Низкая зарплата, конечно, весомый аргумент. Но не все тут так просто.

Обычная история

Начинающий педагог Алексей Волков устроился в одну из казанских школ сразу после окончания университета. А через год работы уволился. Поводом стала не только унизительная для мужчины зарплата в четыре тысячи рублей, но и то, что педагогический коллектив состоял в основном из женщин, причем далеко не молодых. Они создавали соответствующую атмосферу в педколлективе. Расписание уроков, прохождение аттестации, хорошие классы – все формировали "под себя". Алексея обязали принять их правила игры, с чем он не согласился. К тому же, чувствуя его "оппозиционность", коллеги постоянно подчеркивали: мужчине в школе не место, его обязанность – зарабатывать большие деньги. В итоге учительствовать в атмосфере неприятия Волков не смог. Он вынужден был оставить учеников, которые, честно говоря, к нему очень привязались.

Но Алексей не бросил учительскую стезю. Он устроился в одну из кадетских школ Казани, где педагогический коллектив был укомплектован более гармонично. Военное дело здесь преподавали мужчины, а предметные дисциплины – в основном женщины. Молодому учителю работать в такой школе гораздо спокойнее. И самое главное – никакой дискриминации!

По мнению психолога Светланы Адагашевой из казанского филиала Всемирного центра взаимоотношений, наиболее стабильный и дружный коллектив складывается там, где большинство все-таки составляют мужчины. Там же, где они в меньшинстве, угроза межличностных конфликтов, ссор значительно возрастает. Увы, сегодня в наших школах сильный пол в основном занимает должности "трудовиков" и "физкультурников". И можно только догадываться, какой морально-психологический климат царит в иных педагогических коллективах.

Неженское дело?

Так что же, действительно, учитель – профессия сегодня сугубо женская? Но как же быть с тем, что с давних времен (возьмите дореволюционную Россию) она была типично мужской? И сами слова "учитель", "педагог" – мужского рода!

Ситуация кардинально изменилась в двадцатом веке. Предпосылки к этому были объективными – войны, революции, репрессии уносили жизни десятков миллионов человек, в основном мужчин. Их и сегодня в стране значительно меньше, чем женщин. А ведь есть области действительности, где без мужчин обойтись просто нельзя – охрана порядка, спасательное дело, работа в шахтах, гражданская авиация и т.д. Выходит, дефицит педагогов-мужчин неизбежен?

Но время показало: система образования от педагогики с женским лицом не выиграла. Школа, в которой почти нет мужчин, оказывается под влиянием женской модели поведения. К тому же многие из мальчиков воспитываются в неполных семьях и, как правило, с мамами. Удивительно ли, что без мужского влияния и в семье, и в школе общество стало порождать инфантильных, боящихся жизненных трудностей подростков. А представьте, какие проблемы ждут этих ребят на воинской службе! Армия таких не воспитывает, а ломает. Не отсюда ли многие психологические проблемы молодых военнослужащих, которые, случается, заканчиваются трагедиями?

А вот вам совсем иная ситуация. Наглядным примером по успешному воспитанию в мальчишках мужского характера служат в республике кадетские учебные заведения. Здесь педагоги-мужчины представлены достойно. Так, в Тетюшской кадетской школе ребят ориентируют на учебу в военных вузах, на контрактную службу в армии. Поэтому у кадетов, в отличие от средней общеобразовательной школы, большое внимание уделяется физической, военной подготовке. У ребят здесь не классный руководитель, а офицер-воспитатель. Есть и другие особенности, например, казарменное положение, обращение кадета к старшему по званию не с гражданского "можно", а с армейского "разрешите". По словам заместителя директора школы по воспитательной работе Риммы Афанасьевой, за относительно высокую на селе учительскую зарплату бывшие военные охотно трудоустраиваются в кадетские школы, и в этом большой плюс подобных учебных заведений.

Неплохо обстоят дела с педагогами-мужчинами в коммерческих учебных заведениях. По словам руководителя одной из частных школ Казани  Натальи Ахатовой, в их учебном заведении мужчин достаточно. И дети этому очень рады. А секрет мужского присутствия довольно прост: зарплата педагогов здесь на порядок выше, чем в государственных школах.

Ну и, конечно же, немало педагогов-мужчин работают в школах с раздельным обучением. В республике их немного. В основном это так называемые татарско-турецкие лицеи-интернаты, где образовательные и воспитательные программы отличаются от обычных школ. К примеру, в казанском лицее-интернате для мальчиков №7 из двадцати восьми педагогов двадцать два – мужчины. По словам директора школы Ильдара Мухаметова, такое количество объясняется инновационным статусом школы и опять же высокой зарплатой педагогов.

Необходим баланс сил

Как нам сообщили в Министерстве образования и науки республики, ежегодно высшие педагогические заведения Татарстана выпускают около тысячи молодых специалистов, среди которых немало мужчин. В школу же идут единицы, да и те после первой учебной четверти переходят на более оплачиваемую работу.

Оптимизма у большинства педагогов в решении этой проблемы немного. Главный тормоз здесь, подчеркнем еще раз, невысокая зарплата. По мнению заместителя декана факультета русской филологии ТГГПУ Рушании Закировой, учителю порой не хватает денег даже на самое необходимое – питание, обувь, одежду. Во многих школах царит дух формализма, бумаготворчества, что противоестественно сущности мужчины, считает она.

– Уверен, все были бы только рады, если бы в обычных школах было больше учителей-мужчин, как, например, в образовательных учреждениях с раздельным и частным образованием, – поделился со мной своим мнением коллега, отец двоих сыновей. – Такие учебные заведения дают мальчикам более правильное воспитание. Ведь те же кадетские школы даже из "проблемных" подростков воспитывают достойных граждан. Это очень важно!

Да, сегодня пример таких учительских коллективов особенно поучителен, ведь гармонично воспитать новое поколение способно лишь устойчивое, сбалансированное во всех отношениях педагогическое сообщество, одной из основных характеристик которого является наличие в нем представителей сильной половины.

Когда-то, вспомним еще раз, учительская профессия среди мужчин была востребованной. Сформировавшаяся сегодня в образовательном процессе система попросту выдавливает их из школы. Попытки изменить ситуацию в рамках национального приоритетного проекта "Образование" предпринимаются, однако их недостаточно.

Радует хотя бы то, что кадетские, частные школы и школы с раздельным обучением эту проблему практически решили. Может, доживем до времени, когда и в обычную школу потянутся клином Алексеи Петровичи и Айраты Мухаметовичи…
 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще