Татарстан может стать заповедником… для предпринимателей

В республике все чаще стали обращать внимание на малый и средний бизнес.

Автор статьи: Гульшат МУТАВАЛОВА

В республике все чаще стали обращать внимание на малый и средний бизнес. И это понятно, поскольку он дает дополнительные рабочие места, способствует техническому прогрессу и появлению здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг.

С высоких трибун говорится о том, что нужно активнее вовлекать в бизнес молодежь, за которой будущее. Но возьмем на себя смелость сместить акценты: сегодня в молодежной среде и без этого есть большое желание открыть свое дело – в этом плане потенциальных молодых предпринимателей расшевеливать не нужно. Проблема в другом – у тех, кто все-таки решается на такой шаг, возникает масса препон, преодолеть которые чрезвычайно трудно. И это многих пугает.

Тем не менее малый и средний бизнес развивается. Так, по информации Агентства по развитию предпринимательства, в прошлом году в Татарстане функционировали 121,5 тысячи экономически активных субъектов малого бизнеса. Из них 32 тысячи – малые предприятия и 89,5 – индивидуальные предприниматели. В целом же в этой области занято более 25 процентов от общего количества трудоспособного населения республики. Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте в прошедшем году составила более 23 процентов. Правительство РТ поставило целью довести к 2010 году данный показатель как минимум до 40 процентов. Что же нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу к намеченному сроку? Какие проблемы требуют первоочередного решения?

К вопросу о стартовом капитале

Как сообщили в Агентстве по развитию предпринимательства, в прошлом году в 44 муниципальных образованиях республики были проведены конференции по актуальным вопросам развития малого предпринимательства. Представители бизнеса поднимали немало острых проблем. Говорили, к примеру, о высокой стоимости подключения создаваемых предприятий к электрическим сетям, о труднодоступности кредитов и лизинга, о необходимости, в конечном счете, более действенной государственной поддержки местных товаропроизводителей.

– Во всем мире делать бизнес непросто, это дано далеко не каждому. Необходимы определенный склад характера, способность генерировать идеи, активность, сила воли, умение противостоять трудностям, не опускать руки в случае неудачи. Все перечисленное должно сложиться воедино. Только тогда есть вероятность стать успешным предпринимателем, – считает заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев.

Но главное – всегда были и остаются трудности со стартовым капиталом. Начинающие предприниматели жалуются: мало "родить" перспективную идею, гораздо сложнее – найти деньги на ее воплощение в жизнь. Банки неохотно дают кредиты представителям малого бизнеса, поскольку он связан с большими рисками. Привлечь инвесторов, которые бы поверили в тебя, практически нереально. Взять в долг у знакомых и родственников – тоже малоподходящий вариант.

– Если человек преодолеет этот барьер, ему станет проще справляться с теми проблемами, которые возникнут потом, – считает Артур Николаев. – А дальше возникнут другие серьезные вопросы. Например, где разместиться? Не всем под силу платить 700-800 рублей в месяц за квадратный метр арендуемой площади. Тут могут выручить технопарки, бизнес-инкубаторы. Они как раз создаются для начинающих бизнесменов. Но на такие площадки могут попасть не все. Интересными для технопарков являются преимущественно те предприятия, которые начинают что-либо производить или связаны с IT-технологиями, предоставляют полиграфические услуги, услуги для бизнеса (аутсорсинг).

С нехваткой денег сталкиваются не только начинающие предприниматели. Открыть производство в сфере биотехнологий на территории республики – мечта Дмитрия Салмина, руководителя фирмы "Акатава". Но на это нужны серьезные деньги.
– Получить кредит в банке на биотехнологическое производство практически невозможно – этот бизнес считается рискованным, – говорит он. – По законодательству, прежде чем выдать такие средства, банк должен создать почти стопроцентный резерв, отчего сумма кредита вырастает в два раза. Данная проблема может решиться только на федеральном уровне, путем внесения соответствующих поправок в банковское законодательство.

К вопросу о кадрах

Для любого руководителя жизненно важно сформировать деятельный в профессиональном плане коллектив. Многие бизнесмены надеются сразу найти достойных высококвалифицированных специалистов, которые смогут поставить бизнес на ноги. Но такие кадры, как правило: а) уже где-то работают; б) стоят очень дорого. Каждый предприниматель решает этот вопрос по-своему.

Александр Стебнев, руководитель фирмы "АСБ-Интермаш", считает, что нужно искать перспективных студентов, самим их воспитывать и обучать.

– Я сам лично бываю на факультете ВМК в Казанском госуниверситете, присматриваюсь к студентам, – признается он. – Тех, кто готов работать у нас, приглашаю на собеседование. Мы обучаем молодежь не только специальности, но и жизни в коллективе. Эта система работает, я горжусь каждым своим сотрудником.

Дмитрий Салмин, напротив, считает вариант "вырастить своего сотрудника" очень хлопотным и долго окупаемым. Он рассуждает так: нормальному бизнесу в нашей стране лет десять. И если на заре его становления молодого человека взяли на работу в возрасте 22 лет, то сейчас ему только 32 года. Но ведь чтобы стать хорошим специалистом, человек должен набраться жизненного и профессионального опыта, то есть на это уходит слишком много времени… Эффективный бизнес такого не приемлет.

– Особенный недостаток – в рабочих специалистах, поскольку в республике все чаще открываются новые промышленные объекты, – отмечает Артур Николаев. – Интересная практика существует в Австрии. Производители современного оборудования поставляют свой товар в обучающие центры, чтобы при подготовке специалистов там использовалась именно их техника. Обучающиеся в дальнейшем могут работать только на данном оборудовании, и работодателю приходится его покупать. Получается грамотно замкнутый цикл.

Многие новые фирмы, не успев открыться, из-за недостатка профессиональных управленческих кадров свертывают свою деятельность. Современная система образования готовит в лучшем случае хороших исполнителей, а не организаторов бизнеса, способных рождать идеи, реализовывать их, работать на себя и зарабатывать хорошие деньги.

– Вузы сегодня готовят в основном наемных менеджеров, а не собственников бизнеса. Молодежь не учат строить четко функционирующую бизнес-структуру. Многие поэтому открывают свое дело и потом бросают его, – констатирует Александр Стебнев. – Сегодня достаточно много хорошей литературы по экономике. По своему опыту могу сказать, что она научила меня, как предпринимателя, больше, чем экономический факультет вуза. Предлагаю решить эту проблему следующим образом – ввести обязательным предметом во всех высших учебных заведениях построение программы своего бизнеса.

Что касается роли государства в деле поддержки предпринимательства, то тут бизнесмены заявляют в один голос: главное, не мешайте нам.

– Правда, мешать в последнее время стали меньше, – говорит Дмитрий Салмин. – Гораздо реже мучают различными проверками налоговые органы, пожарные, представители экологических организаций. Кроме того, появилась так называемая упрощенка – упрощенная система налогообложения.
Она значительно экономит время предпринимателя.

– Сегодня большинство из нас использует эту систему налогообложения, – продолжает Дмитрий. – Казалось бы, многое делается для блага предпринимателей. Но тут возникла новая сложность – постоянно меняющаяся форма отчетности: одно добавляется, другое убирается. И в большинстве случаев обновленные программы появляются за день-два до критического срока сдачи отчета. Но у малой фирмы зачастую нет возможности выделить человека, который занимался бы только тем, что сидел в налоговой инспекции, ждал появления нового образца, а потом его заполнял. Если бы программа была стабильной и не менялась так часто, мы вовремя сдавали бы налоговикам необходимые документы. А так, меня даже два раза судили за несдачу отчетности в срок…

К вопросу о государственной поддержке

Как уже отмечено, в республике реализуются меры по укреплению позиций предпринимателей – создаются соответствующие фонды, инновационные и индустриальные парки, бизнес-инкубаторы. Только за год распахнули двери три новых бизнес-инкубатора, два из них в Казани, один – в Елабуге. Ведется работа по созданию подобного объекта в Чистополе.

Нельзя не отметить появление технополиса "Химград", целью которого стала поддержка компаний среднего и малого бизнеса в сфере химии и нефтехимии. В его составе парк высоких технологий, корпоративный университет, логистический центр, сырьевая биржа, объекты социально-бытовой инфраструктуры. Здесь будет действовать
система оформления технических условий и разрешений по принципу "одного окна", что заметно облегчит жизнь предпринимателям.

Важную роль играет и взаимодействие малого бизнеса с крупными и средними предприятиями. Положительным примером может служить сотрудничество ОАО "КамАЗ" с камским индустриальным парком "Мастер" в Набережных Челнах. На его площадях активную деятельность ведут более ста предприятий-арендаторов.

Разрабатываются и реализуются программы льготного кредитования, лизинговых сделок и гарантийные механизмы. Проводятся различные конкурсы в целях стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности. Среди них "50 лучших инновационных идей Республики Татарстан", "Идея – 1000". Есть и такие, которые нацелены на школьников и студентов, – молодежное предпринимательство тоже нуждается в поддержке. Это "Собственное дело", "Бизнес-план для Татарстана", "Перспектива". Все эти конкурсы отличаются тем, что победителям вручаются денежные призы и гранты, предназначенные для воплощения бизнес-идей в реальность.

На недавнем совместном заседании коллегий Министерства экономики и Министерства промышленности и торговли генеральный директор ЗАО Essen Production AG (это акционерное общество выпускает продукцию под известным брендом "Махеевъ") Леонид Барышев привел западную статистику, которая констатирует, что по прошествии трех лет со дня основания бизнеса на плаву остаются только три процента бизнесменов, еще через два года – лишь две трети из них. Десятилетний барьер преодолевает одно предприятие из тысячи.

– Таких, как мы, нужно беречь, лелеять, а не притеснять и душить. Предлагаю сделать Татарстан заповедником для тех предпринимателей, кто преодолел десятилетний рубеж, и выдавать им за это охранную грамоту, – высказал свое мнение успешный бизнесмен.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще