Президент Татарстана обратился с посланием к парламенту

Вчера в Государственном Большом концертном зале им.

Автор статьи: Гульнар ЗАЛЯЛОВА

Вчера в Государственном Большом концертном зале им.С.Сайдашева состоялось тридцать пятое заседание Государственного Совета РТ третьего созыва.

В соответствии с решением Президиума Госсовета РТ на его рассмотрение был внесен один вопрос – "О ежегодном послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан о внутреннем и внешнем положении республики".

Наряду с депутатами Государственного Совета на заседании парламента присутствовали представители органов власти и широкой общественности республики – члены Правительства, постоянные представители Татарстана за рубежом и в регионах Российской Федерации; представители судебных органов, территориальных органов государственного управления РФ по РТ, представители Счетной палаты РТ, главы и руководители исполнительных комитетов муниципальных образований, представители Совета муниципальных образований республики, руководители предприятий промышленности, транспорта и строительства, представители малого и среднего бизнеса, военные, руководители высших учебных заведений, образовательных учреждений, представители творческой интеллигенции и спорта, учреждений здравоохранения и агропромышленного комплекса, члены Общественной палаты РТ и Общественной молодежной палаты при Государственном Совете РТ, представители политических партий и общественных объединений, религиозных конфессий, ветераны.

В своем выступлении перед участниками заседания Президент Минтимер Шаймиев дал подробный анализ политической обстановки и социально-экономического положения в республике, обозначил важнейшие направления развития Татарстана на ближайший год.

По окончании выступления главы республики Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин от имени участников заседания поблагодарил его за представленный доклад. "В послании сделан глубокий анализ социального и экономического развития Татарстана, – отметил Фарид Мухаметшин. – Послание Президента задает направление деятельности всех органов государственной и муниципальной власти республики, предприятий и организаций всех форм собственности. В соответствии с установившимся порядком Президиумом Государственного Совета республики будет разработан план по реализации положений, содержащихся в послании Президента Республики Татарстан".

На этом тридцать пятое заседание Государственного Совета третьего созыва завершило свою работу.

Учитывая важность заседания, велась его прямая телевизионная и радиотрансляция.

Гульнар ЗАЛЯЛОВА, пресс-центр Госсовета РТ
 
 
 
ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА
НА СЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА 31 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА
 
Хэрмэтле Дэулет Советы депутатлары хэм кунаклар!

Уважаемые депутаты Государственного Совета и приглашенные!

Нарастающие позитивные изменения, происходящие в жизни нашего общества, позволяют все смелее заглядывать в будущее, определять пути нашего дальнейшего развития.

Основной целью Республики Татарстан, рассчитанной на долгосрочную перспективу, является формирование демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, опирающегося на гражданское общество и динамично развивающуюся многоотраслевую экономику с многочисленным средним классом, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы.

2007 год стал важным шагом на пути реализации этой цели. Он был для Татарстана успешным и в политическом, и в социально-экономическом аспектах.

Несомненно, основным политическим событием для страны и для республики стали выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Мы уже привыкли к тому, что парламентские и президентские выборы в нашей стране составляют единый избирательный цикл. В центре нынешней избирательной кампании стоял вопрос об определении политической стратегии, доверии к власти и ее преемственности.

Итоги парламентских выборов 2007 года обозначили успешное начало процесса формирования новой конфигурации власти, которая предусматривает сохранение в новых условиях политического лидерства нынешнего Президента Российской Федерации.

Выборы показали, что достижения страны татарстанцы, как и большинство граждан России, связывают с политикой Владимира Владимировича Путина и партии "Единая Россия". В Татарстане за продолжение этой стратегии проголосовало более 81% избирателей при исключительно высокой избирательной активности нашего населения.

Результаты думских выборов создали благоприятные условия для проведения кампании по выборам Президента Российской Федерации. Выдвижение в Президенты России кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева воспринимается общественностью как логичное и обоснованное решение, нацеленное на продолжение нынешнего курса внутренней и внешней политики государства.

Очень важно, что подготовка к выборам в нашей республике проходит в спокойной социально-политической обстановке и в условиях информационной открытости. Есть все основания утверждать, что татарстанцы на президентских выборах 2 марта вновь продемонстрируют высокий уровень гражданской активности.

Уважаемые депутаты!

В 2007 году очень важным, во многом судьбоносным для нашей республики событием стало подписание Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Все мы помним, что при подготовке этого документа не обошлось без коллизий и горячих дискуссий. Иначе и не могло быть, если учесть, что данный Договор отчасти является преемником первого Договора 1994 года. Для всех нас важно, что благодаря конструктивной позиции всех ветвей власти возобладало понимание того, что Договор, являясь конституционной нормой, гарантирует дальнейшее развитие федеративных отношений в нашем государстве.

Данный Договор обозначил новый этап в политической жизни Татарстана. Он закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики. Для нас важно, что в Договоре предусмотрено дополнительное (квалификационное) требование знания двух государственных языков для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана. В нем подтверждается уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками и ряд иных исключительных полномочий. Исходя из того, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Договор предусматривает заключение Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан соглашений, предполагающих совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями нашей республики. Кроме того, установлено, что Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Договор 2007 года – это федеральный закон, и с ним обязаны считаться – и будут считаться – все органы государственной власти Российской Федерации.

Реализация положений Договора – это большая, разносторонняя и долговременная задача всех органов государственной власти республики. Мною утвержден план работы по реализации Договора. Государственному Совету и Кабинету Министров необходимо постоянно держать в центре внимания эту важнейшую для нас работу.

Ускорение социально-экономического развития Российской Федерации и нашей республики выдвигает в качестве одного из важных приоритетов фактор о месте и роли регионов-локомотивов. Республика Татарстан во многом уже приняла на себя эту функцию.

Можно констатировать, что для нас наступает новый период – Татарстан должен стать республикой интенсивного развития, что значит наращивать вложения в фундамент конкурентоспособной, социально ориентированной экономики. Одним из критериев успеха республики должно стать равномерное повышение уровня развития территорий, качества жизни по всему Татарстану. Для нас должно стать правилом воспитание психологии лидерства и творчества, а также чувства патриотизма, гордости за родную республику.

Уважаемые депутаты!

Одним из факторов ускорения темпов социально-экономического развития нашей республики все значимее становится раскрытие потенциала международного сотрудничества. Основным принципом развития внешних связей республики остается сочетание интересов Востока и Запада, причем не только в экономическом плане, но и с точки зрения культуры и диалога религий.

В прошедшем году немало сделано для развития наших контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Содружества Независимых Государств и Евросоюза, исламскими странами Ближнего и Среднего Востока.

Полагаю, что весьма заметными оказались результаты контактов на высшем уровне, а также крупных мероприятий с участием иностранных делегаций. В этой связи следует упомянуть приезд в Татарстан в рамках официального визита в нашу страну Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, посещение республики Президентом Чехии Вацлавом Клаусом, визиты делегаций Татарстана в Сингапур, Турцию, Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию.

При поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации новое качественное развитие получило сотрудничество с влиятельной в мире Организацией Исламская Конференция, а также группой стратегического видения "Россия – исламский мир". Налажено конструктивное взаимодействие с Исламским банком развития, что очень важно.

Продолжается наше взаимодействие с Ассамблеей Регионов Европы и Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.

Привлекательным направлением для Татарстана является работа со странами Содружества Независимых Государств, в том числе и в рамках Евразийского экономического сообщества.

Этапным событием стало успешное проведение в Казани заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, что придало новый импульс осуществлению совместных проектов.

Мы заключаем большое количество соглашений с зарубежными партнерами, субъектами Российской Федерации. Однако порой они с нашей стороны не всегда четко выполняются. Обращаю внимание Правительства, Департамента внешних связей, что в этом вопросе нужны более жесткий контроль и последовательность.

В прошлом году проводилась определенная работа по упорядочению работы представительств республики. Ее необходимо продолжить с учетом того, что наши представительства должны стать настоящими форпостами, представляющими интересы Татарстана. В этой связи Департаменту внешних связей Президента Республики Татарстан совместно с Правительством Республики Татарстан следует подготовить соответствующие предложения.

Уважаемые депутаты!

Важным фактором развития современных общественных процессов выступает парламентаризм. Государственный Совет Татарстана осуществляет эффективное законодательное обеспечение социально-экономических и общественно-политических процессов.

Развивается взаимодействие с Федеральным Собранием. Заслуживает поддержки активное участие Государственного Совета республики в работе авторитетных межрегиональных и международных организаций. Это позволяет обмениваться опытом, перенимать продуктивные наработки в законотворчестве. Деловые контакты с российскими и зарубежными законодателями необходимо целенаправленно развивать и впредь, конвертируя их в конкретные мероприятия, работающие на имидж Татарстана, повышение инвестиционной привлекательности нашей республики.

Вместе с тем следует признать, что в обширном законодательстве Татарстана накопилось немало избыточных и противоречивых элементов. В этой связи необходимо активизировать деятельность Комиссии по оценке эффективности действия законов республики.

Необходимо также активнее пользоваться правом законодательной инициативы, предоставленной Конституцией Российской Федерации, более предметно работать с депутатскими фракциями и группами Федерального Собрания. Надо продолжить работу по восстановлению в государственном образовательном стандарте национально-регионального компонента.

Законодательство Татарстана должно стать фактором, способствующим опережающему, инициативному характеру общественного развития республики, эффективной реализации его роли в системе федеративных отношений России.

Прошло уже более двух лет после проведения в республике муниципальных выборов и реформирования структуры и полномочий органов местного самоуправления. Сегодня уже есть серьезные основания утверждать, что накоплен разнообразный опыт работы муниципальной власти. Создана законодательная база для осуществления ими собственных и делегированных полномочий. Под эти полномочия осуществляется и соответствующее финансирование.

Анализ эффективности муниципальной реформы должен стать важнейшей задачей Совета муниципальных образований и Совета их глав.

Прошедшие думские выборы в целом показали жизненность избранной в нашей стране модели многопартийности. Главное состоит в том, что деятельность партий в новых условиях требует от них особой ответственности перед обществом и избирателями. Все властные структуры должны вести предметную работу по реализации предвыборных просьб и обращений избирателей. Это в равной степени относится как к состоявшимся 2 декабря 2007 года выборам, так и предстоящим выборам 2 марта текущего года.

Большинство граждан России поддержали те партии, которые уже проявили себя в парламентской деятельности. В связи с этим растет значение постоянной партийной работы. Пытаться получить депутатские мандаты без развития партийной инициативы на местах – отныне это большая иллюзия.

Текущий год для нас является годом подготовки к выборам в Госсовет республики. Поэтому вопросы партийного строительства, взаимодействия с общественно-политическими формированиями будут иметь особую актуальность и должны находиться в центре внимания всех властных структур.

Неполитические общественные объединения являются самым многочисленным и динамично развивающимся институтом гражданского общества. Важным каналом роста их влияния стала Общественная палата Республики Татарстан. Ее деятельность свидетельствует о зрелости общественных объединений. Впервые треть ее членов была назначена самой палатой на основе измененного закона "Об Общественной палате Республики Татарстан". Есть все основания рассчитывать на дальнейшую конструктивную работу Общественной палаты республики.

Общественно значимые события, которые произошли в жизни Татарстана в 2007 году, находились в поле зрения средств массовой информации.

Акционирование Агентства "Татмедиа", в состав которого на правах филиалов вошли редакции районных печатных и электронных СМИ, является важным этапом их развития. Нам удалось не только сохранить, но и поднять на качественно новый уровень уникальный информационный ресурс – в лице районных, городских телерадиокомпаний и изданий, выходящих при государственной поддержке на русском, татарском, чувашском, удмуртском и марийском языках. Это свидетельствует о том, что задачи, которые были поставлены перед агентством в период его создания, в основном выполнены. Акционирование "Татмедиа" позволило изданиям перейти на рыночные механизмы, благодаря которым средства массовой информации получили большую степень свободы.

Спутниковый канал ТНВ выполняет чрезвычайно важную социальную функцию, приобретает все большую популярность. В этой связи нам необходимо решать назревшие вопросы по технической модернизации канала. Заслуживает также внимания предложение о придании телеканалу ТНВ статуса общефедерального.

Нашим СМИ следовало бы несколько больше внимания уделять освещению общероссийских событий глазами Татарстана. У нас на многое имеются собственные взгляды и подходы, о чем говорит возрастающий интерес центральных СМИ и зарубежных журналистов к республике. Этим нужно воспользоваться.

Генеральная Ассамблея ООН объявила 2008 год Международным годом языков. Его цель – содействие многоязычию в мире – как нельзя точно отражает сущность политики межнационального согласия, которая последовательно реализуется в нашей республике.

Свидетельством единства многонационального народа республики стали съезд народов Татарстана и IV съезд Всемирного конгресса татар. Эти форумы обозначили качественно новый этап межнационального и межконфессионального диалога в республике. Съезд народов республики одобрил проект Концепции государственной национальной политики нашей республики, поддержал преобразование Ассоциации национально-культурных объединений в Ассамблею народов Татарстана. Принятые на них решения станут программой действий в этой важнейшей сфере современности.

IV съезд Всемирного конгресса татар продемонстрировал стремление татар всего мира к консолидации и духовному возрождению. Исполком Всемирного конгресса татар выстроил конструктивные отношения с федеральными и региональными органами власти, а также с теми странами, в которых проживают наши соотечественники. Вместе с тем нам следует усилить работу по представлению Всемирного конгресса татар в качестве неправительственной организации в структурах ООН, ЮНЕСКО и Совете Европы. Такая возможность есть, и заниматься этим нужно на самом высоком уровне.

В мире повысился интерес к межконфессиональным отношениям. На этом фоне различные международные организации заинтересованно изучают и наш опыт. За годы перестройки приобрел масштабный характер процесс духовного возрождения и восстановления традиционных ценностей. Религиозные организации занимают активную позицию в борьбе с такими недугами, как наркомания, детская беспризорность, всемерно способствуя укреплению межрелигиозного и межнационального мира и согласия.

Важнейшая задача – закрепить достигнутые успехи в деле противодействия экстремизму, ксенофобии. Нельзя не отметить и изменения в законодательстве по религиозному образованию, что открывает дополнительные возможности для духовных образовательных учреждений, прежде всего Российского исламского университета.

Реализация программы мероприятий Года благотворительности в Татарстане привела к возрождению лучших традиций социального служения и меценатства. Главное, что нам удалось, – это вовлечь в общую атмосферу добра и милосердия население республики. Совместными усилиями органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, населения республики удалось помочь тысячам граждан. В обществе стало проявляться более чуткое отношение к судьбам людей и друг к другу. Меньше стало равнодушных. Есть надежда, что добрые дела станут нормой и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Эстафету добра и созидания от Года благотворительности в 2008 году принял Год семьи. Мы вступили в него с достаточным багажом знаний и умений, накопленных в реальных делах милосердия и меценатства.

В этой деятельности потребуются усилия всех институтов, заинтересованных в укреплении семьи и ее нравственных устоев, освобождении ее от многих социальных болезней. В этот год должны быть проведены мероприятия, направленные на совершенствование демографической политики, защиту материнства и детства, поддержку многодетных семей, в особенности, что очень важно, увеличение помощи молодым и малоимущим семьям, а также престарелым гражданам. Тем более что рядом последних решений правительств Российской Федерации и Республики Татарстан уже заложен хороший фундамент для улучшения качества жизни современной семьи. Это вы знаете и по средствам массовой информации, и по предпринимаемым конкретным шагам.

"Крепка семья – крепка держава" – гласит пословица. Это значит, что от прочности семьи зависит, в конечном счете, наше благополучие.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Для нас важно, что при достигнутых темпах экономического развития (прирост валового регионального продукта за год составил 8,7%, в РФ – 7,6%), адекватные изменения происходят и в социальной сфере. Интегральный показатель качества жизни имеет устойчивый рост. Это результат слаженной работы нашего Правительства, глав муниципальных образований и территориальных федеральных органов. На современном этапе необходимо больше внимания обращать на качественные составляющие потребностей нашего населения – возможность реализовать себя в труде, духовной жизни, свободе развития. Чтобы не только занятые в высокодоходных отраслях, но и каждый гражданин, независимо от социального статуса, смог реально ощутить позитивные последствия экономических преобразований.

В 2007 году реальная заработная плата в республике выросла на 17,8% (16% в среднем по РФ) и составила 11334 рубля, в ноябре – 12124 рубля, денежные доходы населения – на 13,9% (10% в среднем по РФ). В результате увеличилась и покупательная способность денежных доходов населения. Татарстан по данному показателю находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа, потому что потребительская корзина Татарстана сегодня самая дешевая в России.

Приоритетной задачей Правительства остается необходимость дальнейшего увеличения размера оплаты труда работников бюджетной сферы. С 1 мая 2007 года на 10% повышена заработная плата педагогам, с 1 сентября – на 25% педагогам дошкольных образовательных учреждений и на 15% – для всех остальных бюджетников республики. С 1 октября 2007 года для всех работников бюджетных учреждений установлены персонифицированные адаптационные выплаты в сумме 771 руб. по каждому разряду. В результате средняя заработная плата бюджетников за истекший год увеличилась на 28%. Хотел бы напомнить, что в прошлом году мы поставили задачу к концу 2008 года довести заработную плату в бюджетной сфере до 80% среднереспубликанской. С 1 февраля текущего года заработная плата повышается на 14%. С учетом этого повышения зарплата бюджетников составит 72,8% от среднереспубликанской, или около 9 тыс.рублей. С 1 июля 2008 года запланирован переход на отраслевую систему оплаты труда, которая будет сопровождаться серьезными мерами по оптимизации. В этих условиях весьма важно, чтобы рост заработной платы сопровождался адекватными изменениями в качестве работы как отдельного работника, так и бюджетного автономного учреждения в целом.

Добиться принципиального изменения ситуации с уровнем доходов и заработной платы мы должны в том числе и на основе легализации "серого" рынка труда. Хотя в целом численность его за прошедший год уменьшилась на 13%, однако все еще без оформления официальных трудовых отношений сегодня в республике работают 386 тысяч человек. Объем годовых "серых" доходов составляет порядка 90 млрд.рублей. По этой причине только в форме налога на доходы физических лиц наш бюджет недополучает более 8 млрд. рублей, хотя при этом бюджет несет полную нагрузку по социальному обеспечению и этой категории граждан. Такие действия работодателей обрекают эту категорию граждан, к сожалению с их согласия, на мизерные пенсии в будущем. Эти люди лишаются реальных возможностей использовать преимущества новой пенсионной системы, способной обеспечить работающему человеку достойную старость. Одновременно часть этих работников, обделяя других, превращается в получателей бюджетных льгот и субсидий. В такой ситуации находятся более 150 работников Казанского оптико-механического завода, более 500 работников завода им.Серго, 260 работников завода им.Горького, 300 работников Химзавода им.Карпова, 120 человек предприятия "Менделеевсказот", и это не полный перечень. По сути, такие предприятия перекладывают свои функции на государство. Это недопустимо. Мы не можем превращать бизнес в социальное учреждение.

Недорабатывают, мягко говоря, в этой сфере и руководители районных, городских муниципалитетов. Как показала проверка работниками МВД в Буинском районе, каждая вторая из проверенных организаций использует конвертные формы оплаты труда. Скажите после этого – где, у кого лучше? Что предпринимают Министерство финансов, Пенсионный фонд, Министерство труда, занятости и социальной защиты, соответствующие комитеты Госсовета? Где роль Правительства? Где наши профсоюзы? Здесь же происходит прямое нарушение трудового законодательства!

В целях стимулирования органов местного самоуправления в легализации "серого" рынка труда и повышения заработной платы Правительству республики необходимо до 1 апреля текущего года подготовить и запустить действенный механизм мотивации.

В результате средняя заработная плата в республике должна быть доведена в этом году до 14 тыс.руб.

Для того чтобы защитить заработную плату и денежные доходы нашего населения от инфляционных проявлений, прежде всего от роста цен, необходимо предпринять ряд упреждающих инициатив. Правительству в текущем году необходимо решить три основные задачи. Первое – несмотря на то, что тарифы на ЖКУ в республике более чем на 30% ниже, чем в целом по стране, темпы их роста весьма высоки и оказывают заметное влияние на доходы населения, и прежде всего на малообеспеченную категорию граждан. Необходимо своевременно реализовать намеченные в городах и районах проекты, позволяющие не допускать резкого роста тарифов на тепло, электроэнергию, услуги ЖКХ. Мы и дальше будем очень серьезно заниматься переоборудованием генерирующих источников. Второе – обеспечить проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения завышения наценок в торговых сетях и появления недобросовестных посредников-перепродавцов. Третье – при необходимости своевременно внести уточнения в реализуемые программы адресной социальной поддержки отдельных категорий населения.

В 2008 году расходы бюджета на социальную сферу планируются в размере 52 млрд.руб. с ростом 25% против планов прошлого года. Из них 46% приходится на образование, 27% – на здравоохранение и спорт, 20% – на социальную защиту и 7% – на культуру.

Весомую роль в проводимой политике повышения качества жизни играют приоритетные национальные проекты. Для их реализации только за 2006-2007 гг. было направлено 21,2 млрд. рублей, в т.ч. 11,7 млрд. рублей – целевые средства из федерального бюджета.

Фундаментом экономики будущего – экономики знаний, постиндустриального, информационного общества является образование. Издревле наша республика славится своими учебными заведениями и научными школами. Однако объемы исследований и разработок, выполняемых вузами для региональной экономики, масштабы экспорта образовательных услуг, количество значимых публикаций в зарубежных журналах, количество программ, реализуемых совместно с ведущими российскими и мировыми университетами, качество большинства дипломированных специалистов в целом отстают от требований современного развития.

Нас не может не беспокоить, что в некогда сильных технических вузах, которыми гордилась вся страна, продолжается в огромных количествах подготовка непрофильных для них специалистов (экономистов, юристов, культурологов, психологов и т.д.). Они нужны, но для их подготовки у нас есть специальные учебные заведения. Вузы сегодня остаются в значительной степени непрозрачными, закрытыми от общества, от собственных студентов, от региональных властей. Одной из первостепенных задач для нас является подготовка высококлассных специалистов инженерно-технических и рабочих специальностей. Дефицит этих кадров на рынке труда особенно остро ощущается в машиностроении, стройиндустрии и инфраструктурном комплексе.

Правительству необходимо тщательно проанализировать складывающуюся ситуацию и выработать по каждому высшему учебному заведению четкую стратегию развития на перспективу и привязанную к ней систему индикаторов, которые должны быть включены в контракты с ректорами вузов. Более того, оплата администрации высших учебных заведений должна быть напрямую привязана к качеству подготовки специалистов и к общероссийским рейтингам вузов. Есть совет ректоров, совместно и решайте.

Министерству образования и науки, Совету ректоров вузов следует обратить внимание на тенденции, складывающиеся в системе набора студентов на первые курсы вузов. Расширяется масштаб активной деятельности высших учебных заведений из других регионов страны, и в первую очередь столичных, которые привлекают лучших выпускников наших школ, используя при этом все способы. Привлекательность такого набора заключается в высоком рейтинге столичных вузов и в упрощенной системе набора абитуриентов на основе ЕГЭ. Наши вузы, наоборот, включают дополнительные предметы, что делает их менее привлекательными для поступления. Ряд вновь пришедших к руководству вузами ректоров пока не предпринимают самостоятельные шаги, чтобы выйти из застоя, обрекая будущее своего вуза на небытие.

Необходимо, чтобы система высшего образования стала центром притяжения лучших ученых, преподавателей и талантливых студентов из других регионов и ближнего зарубежья. Это жесткое требование нашей экономики и реализации намеченных масштабных проектов.

Здравоохранение. В 2008 году в эту сферу предусмотрено направить 16,3 млрд. рублей, что на 18% выше уровня прошлого года. Это позволяет нам в полном объеме осуществить государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Принимая решение о модернизации государственных специализированных учреждений здравоохранения республики, мы исходили из того, что ресурсы национального проекта "Здоровье" направляются на развитие первичной медицинской помощи, а республиканские средства – на освоение высоких медицинских технологий. И мы не ошиблись. В 2006-2007 гг. бюджетом республики на эти цели дополнительно было выделено 3 млрд. рублей. В результате Республиканская клиническая больница, Детская республиканская клиническая больница, Клинический онкологический диспансер, Республиканская офтальмологическая больница, Республиканская клиническая больница №2, Межрегиональный клинико-диагностический центр, Центр травматологии и ортопедии по своим возможностям при соответствующей постановке дела их администрациями способны конкурировать с ведущими медицинскими центрами страны по своему профилю. Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Важной оценкой здравоохранения республики следует считать решение об открытии в Казани первого в стране федерального учебного центра по высоким медицинским технологиям. Это десять тысяч обучающихся в год врачей на базе последних достижений медицины.

Реализация национального проекта позволяет значительно укрепить кадровый потенциал первичного звена, обеспечивает переход к новой форме организации работы врачебных участков, где главная фигура – врач общей практики. За два года установлено и успешно функционирует более 400 единиц нового оборудования. Это позволяет во многом организовать работу в соответствии с новыми стандартами оказания медицинской помощи.

Важную роль в повышении качества медицинской помощи играет переход на экономические методы управления отраслью. В 2008 году предстоит завершить переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование, при котором около 90% финансирования будет проходить по схеме "деньги следуют за пациентом". Первые результаты показывают, что на этой основе оплата труда врачей возрастает в разы. При этом Министерству здравоохранения (А.З.Фаррахову) необходимо для каждого государственного и муниципального учреждения сформировать заказ на управление. Заработная плата и карьерный рост их руководителей должны находиться в прямой зависимости от качества их деятельности.

Благодаря стабилизации общества и в результате названных мер за прошедшие 2 года смертность населения в республике снизилась на 6%, а рождаемость возросла на 9% (в 2007 году родилось 40,2 тыс.детей, умерло 48,8 тыс.человек). Прирост населения в 2007 году с учетом миграции составил 2300 человек. Нам важно сохранить и ускорить эту тенденцию, особенно за счет уменьшения смертности.

Доступность жилья. Реализация федерального национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", одновременно с республиканскими программами, позволила впервые сдать более 2 млн. кв. метров жилья. Это внушительный результат. Хуже 2006 года сработали гг.Бугульма, Буинск, Лениногорск, Чистополь (62%).

К 2015 году мы планируем в соответствии с международными индикаторами благосостояния увеличить ввод жилья до 1 кв. метра на жителя республики. В крупных городах, где спрос на жилье давно опережает предложение, ориентиром является 2010 г. Для этого нам ежегодно объемы жилищного строительства необходимо увеличивать на 10%. Напряженно, но реально.

Все большее влияние на темпы и динамику жилищного строительства начинает оказывать Программа республиканской социальной ипотеки, не имеющая аналогов в стране. В 2007 году введено 611 тыс. кв.м, сдано 8900 квартир. В республиканскую программу органично интегрированы и успешно реализуются федеральные жилищные программы ("Жилищные сертификаты", "Молодые семьи и молодые специалисты на селе"). К началу 2007 года более 28 тысяч семей заключили договоры социальной ипотеки. Мы должны обеспечить жильем очередников в течение 3-х лет. Эти нормативы в ближайшее время мы должны обсудить на Попечительском совете, потому что желающих вступить в социальную ипотеку сейчас очень и очень много. В ближайшей перспективе нам необходимо выйти по Программе социальной ипотеки на объем ввода жилья один млн. кв. метров.

В этой связи я хотел бы от имени всего народа Татарстана и лично от себя поблагодарить руководителей всех предприятий, бизнес-структур за неоценимый вклад в дело социального развития республики. С вашей помощью мы реализовали Программу ликвидации ветхого жилья, сейчас строим жилье по социальной ипотеке, в будущем, наверное, сделаем еще кое-что. Спасибо вам!

Хочу также отметить эффективные действия Правительства, Государственного жилищного фонда и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Принятый после обсуждения на Президиуме Государственного совета Российской Федерации под председательством Президента РФ В.Путина в начале 2007 г. в Казани Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" позволяет решить одну из наиболее болезненных проблем – ликвидацию недоремонта многоквартирных жилых домов и аварийного жилья. Республика Татарстан, как один из инициаторов этого

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще