Журналы успеваемости учеников планируется перевести в электронный формат. По мнению педагогов, подобное новшество избавит их от излишней бумажной волокиты, да и родители теперь смогут во всех деталях ознакомиться с достижениями своего чада с рабочего или домашнего компьютера.
Сегодня электронными журналами в той или иной форме пользуются более двадцати казанских школ, но полностью на них с этого учебного года перешла пока только одна – школа №12. Бумажные журналы здесь – вчерашний день, учителя больше не носят их с собой на уроки и не выставляют туда оценки. Зато на каждом учительском столе стоит компьютер. Что же представляет собой новинка учебного процесса, а точнее – система, именуемая Net Школа, или Сетевая школа?
Вместе с завучем школы Вячеславом Фияло подходим к компьютеру в одном из классов и заходим в систему под его логином и паролем. Нам открывается вся имеющаяся в ней информация. Самое простое – доска объявлений, на которой зафиксированы все планируемые мероприятия. Кроме того, в электронном журнале автоматически выводится средний балл успеваемости каждого ученика. В Сетевой школе имеется и электронная база школьных дневников, где видно, что тот или иной ученик делал на уроке и какую оценку за эту работу он получил.
На школьном сайте, поясняет завуч, установлены уровни доступа, и каждый имеет пропуск только к своим личным данным. Любой родитель может увидеть лишь ту информацию, которая касается его ребенка и средних результатов по классу. Оценки других учеников постороннему узнать невозможно.
– Функции редактирования оценок ни у учеников, ни у родителей нет. Это может сделать только учитель по своему предмету, – комментирует Вячеслав Фияло. – Но и у педагогов нет полного доступа ко всем сервисам.
Любой из участников учебного процесса, зайдя в систему своей Сетевой школы, может получить интересующую его информацию. Родители следят за успехами своих детей, не выходя из дома или рабочего кабинета, просматривают заданные на дом уроки, могут общаться с учителями и администрацией. Те же, у кого нет компьютера или доступа к Интернету, могут получать SMS-отчеты об успеваемости своих детей на сотовый телефон или через обычные дневники, в которые вклеиваются распечатанные листочки с текущими оценками за месяц.
Конечно, польза Сетевой школы очевидна. Она взяла на себя часть обязанностей учителя. К примеру, автоматически готовит отчеты, благодаря чему педагогам не нужно долгие часы корпеть над классными журналами. К тому же система позволяет заполнять журналы дома. Тестирования и контрольные проводятся в компьютерном классе. Проверять работы "вручную" уже не нужно – программа сама оценит уровень знаний, а результаты останется только распечатать.
Сетевая школа имеет Web-интерфейс, что позволяет использовать данную систему на любом уровне: в пределах одной школы, одного городского или сельского района, области или края, поясняет завуч. Она может использоваться как в традиционной школьной обстановке, в сочетании с привычными учебными материалами, так и самостоятельно, например, при значительной удаленности участников образовательного процесса друг от друга. Становится возможным учиться и дома, что особенно актуально для ребят с ограниченными физическими возможностями, а также проживающих в отдалении от учебных центров и библиотек. Данный продукт удачно соединяет в себе дистанционное обучение и индивидуальный подход.
В управлении образования Казани считают, что за Сетевой школой будущее. По словам заместителя начальника городского информационно-диагностического центра Мудариса Каюмова, власти города до 2010 года будут внедрять эту систему во все столичные школы и создадут так называемый Net-город (Cетевой город). Конечно, не обойдется без сложностей. В одних школах трудности с финансами, в других срабатывает человеческий фактор – учителя старшего возраста без энтузиазма осваивают компьютер…
Вместе с тем Сетевая школа, как любое нововведение, порождает и ряд сомнений, в том числе у самих учителей. Молодежь сегодня настолько компьютеризирована, что "вскрыть" какой-нибудь запретный сайт или компьютерную систему ей вполне по силам. К тому же никто не застрахован от перепада напряжения и выхода сервера из строя. Да и все ли преподаватели смогут хранить свои пароли от посторонних? Ведь у них тоже есть дети, друзья, коллеги по работе…
По словам Вячеслава Фияло, пока таких происшествий в школе не было. Но даже в случае каких-то сбоев проблема разрешима, потому что в компьютерной сети сохраняется резервная копия. По ней можно вернуться к любому учебному дню и убедиться в верности поставленных отметок.
Что же касается хакерства – то невскрываемых систем, признает педагог, не существует, даже сервер "Майкрософта" подвергался хакерским атакам.
– Но простой школьник вряд ли на это пойдет, – полагает Фияло. – Хакер-профессионал – да. Но зачем ему затрачивать силы и время, чтобы вскрыть базу данных и изменить оценки двух-трех учеников? К тому же по резервной копии, которая делается ежедневно, учитель восстановит все измененные оценки. Их автоматическая запись хранится в другой машине, в другом месте, недоступном посторонним и недоступном извне. Об этом знают и школьники, и учителя. А если будет доказано, что педагог Мария Ивановна разгласила информацию о регистрационных данных, она будет нести за это строгую ответственность.
За экспериментом в школе №12 наблюдают сегодня и в казанской мэрии, и в республиканском Министерстве образования и науки. Преждевременные выводы делать никто не хочет. Но что говорят о новшестве сами школьники? Наверное, наиболее точно по этому поводу высказался учащийся 11-го класса Герман Лернер. Он считает, что благодаря компьютерной новинке обучение в школе стало более прозрачным, особенно для родителей, которые теперь держат оценки своего чада под постоянным контролем. Это подстегивает учеников, как следствие – растет успеваемость. А это хорошо и для педагогов, и для учеников, и для родителей.