Как в сегодняшнее непростое время живется сельским малокомплектным школам? Да по-разному живется! Но, как показывает опыт педагогов матюшинской средней школы, что в поселке Бакча-Сарай Верхнеуслонского района, если много и с отдачей работать, то и добиться можно немалого.
Матюшинская средняя школа – одна из старейших в республике. В конце минувшего года ей исполнилось сто двадцать лет! В фондах республиканского архива директор Ильдус Шарафеев отыскал упоминание о том, что начальное училище, преобразованное затем в земскую школу, в деревне Матюшино Свияжского уезда Казанской губернии появилось в октябре 1887 года. В поселок Бакча-Сарай, что отделен от Матюшина оврагом, школа, сохранив прежнее название, перебралась более чем сто лет спустя, в 1993 году, когда для нее было построено новое кирпичное здание. А до этого учителя и их воспитанники располагались в деревянном помещении бывшей купеческой лавки.
Еще немного истории. В первый год работы сюда пришли учиться грамоте 48 человек – 32 мальчика и 16 девочек. 120 лет спустя ситуация сильно поменялась: сегодня в школе числится всего 36 учеников, хотя занимаются здесь дети из пяти деревень. Плюс еще восемь детишек ходят в детский сад, который расположен здесь же и составляет со школой единый комплекс. Да, обмелела людьми современная деревня. Обмелела, но не обмельчала: двенадцать матюшинских учащихся стали в прошлом году призерами районных олимпиад по различным предметам. Думается, не каждая городская школа может похвастаться тем, что треть ее учеников добилась столь весомых результатов.
Кстати, о талантах. Матюшинские учителя гордятся не только учебными успехами своих питомцев. Стены школы украшает множество грамот: ее ученики выигрывают первые места в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу, становятся лауреатами фестиваля “Созвездие”, четыре года подряд их небольшая команда обходит всех куда более многочисленных соперников на районной “Зарнице”.
В чем секрет успеха? Конечно, в первую очередь – в педагогах. Своим коллективом директор Ильдус Шарафеев гордится не меньше, чем воспитанниками. Из 15 человек 10 имеют высшее образование, трое являются руководителями районных методических объединений. Учитель ОБЖ и физкультуры Ильгизар Гадельшин стал в прошлом году обладателем президентской премии в рамках национального проекта “Образование” (кстати, часть денег тут же потратил на мебель для детского сада).
Занимаются педагоги с детьми не только по основной программе – ведется здесь и большая кружковая работа: выпускается своя газета, усилена спортивная подготовка, есть кружки драмы, вокала, народных инструментов. А в открывшихся недавно двух кадетских классах после уроков и бальными танцами, и каратэ занимаются. Стоит ли потом удивляться многочисленным детским успехам?
При этом команда матюшинских педагогов достаточно молода: средний возраст – 35 лет. Многие – сами местные выпускники. Почему вернулись в родную деревню, не остались в городе?
– Сельскому человеку на родной земле жить комфортнее, – поясняет учитель технологии Лилия Садеева.
Опять же – квартирный вопрос не стоит. Да и вообще, спокойнее здесь, чем в городе. Дети менее избалованные, уважительнее, чем городские, относятся к старшим, готовы много работать, охотно остаются после уроков, чтобы заниматься дополнительно. Вот и еще один секрет успеха. Что же касается того, что государству экономически невыгодно содержать малокомплектные школы, то у Ильдуса Шарафеева на это свой взгляд:
– Если уж даже после войны школы в деревне не закрывали, старались сохранить, то сегодня-то что мешает? К нам вот недавно знакомые из Москвы приезжали. Посмотрели – говорят, в столице за такое обучение большие деньги выкладывают. Мы ведь практически индивидуально с детьми работаем. При этом бесплатно и со всеми, в том числе и из неблагополучных семей. И вообще, наша школа – это одна семья, где каждому хватает любви и уважения.
Между прочим, про семью – это он не для красного словца. В школе, директором которой Шарафеев работает уже 17 лет, трудятся и его жена, и младший брат с супругой.
– Наш человек ведь не может, устроившись на “теплое” место, не пристроить туда же ближнего, – смеется Ильдус Анварович. Да уж, “теплым местом” работу сельского учителя назвать трудно. Это сегодня педагоги получают пусть не очень большую, но стабильную зарплату. А были времена, вспоминает директор, когда вместо денежного довольствия выдавали масло, муку и даже… водку. Но, признается, даже тогда у него не было желания все бросить и заняться чем-нибудь другим. Отчаяние испытал лишь дважды – после пожаров, уничтоживших два прежних деревянных здания. Но все-таки нашел в себе силы и “пробил” в тяжелейшем 1993 году строительство нового кирпичного двухэтажного корпуса – за полгода его возвели, сроки и по нынешним временам невиданные, а уж тогда… Вот на этом директорском энтузиазме, неутомимой энергии и держится во многом матюшинская школа.
И еще об экономической выгоде. Сельская школа, считает Шарафеев, вполне может стать самоокупаемой, да еще и прибыль приносить. Если к основной деятельности добавятся столь привычные для села дела: можно ведь и овощеводство, и кролиководство, и другое какое сельхозпроизводство здесь развернуть. Тут и школе, и детям польза.
– Научить детей, как себя прокормить на земле, – это в наше время большое дело, – говорит Ильдус Анварович. – А то ведь сегодня много говорят о возрождении АПК, а того не понимают, что если ребенку с первого класса любовь к земле не прививать, то в одиннадцатом он в деревне оставаться не захочет.
Три года назад на базе матюшинской школы организовали школу молодого фермера. Бизнес-план составили с выходом на прибыльное производство. Но ведь для этого сначала вложиться нужно – технику закупить, посадочный материал… Кредит школа оформить не может, а государственная поддержка на эти цели тоже не предусмотрена… Но Ильдус Анварович не сдается. Закупает интерактивные учебные программы, московские специалисты по его просьбе адаптировали федеральную программу по технологии под курс сельскохозяйственного труда, а практические занятия у школьников проходят дома, на личных приусадебных участках. И директор надеется, что рано или поздно государственные мужи поймут, в чем преимущества сельских школ и что надо сделать для их поддержки. Ну а пока, шутит Ильдус Шарафеев, им бы день простоять да ночь продержаться…