В конце ушедшего года исчерпала себя тема, которую со все возрастающим интересом обсуждали в телеэфире, на страницах газет, да и просто на кухнях в течение последних четырех лет, – Президент России Владимир Путин назвал наконец имя человека, которого он хотел бы видеть на высшем государственном посту в ближайшие годы. А незадолго до этого прошли выборы в Государственную Думу. Эти события, пожалуй, и можно назвать определяющими для ближайшего будущего страны. Но только этим политическая жизнь в государстве, естественно, не исчерпывалась.
Политологи в конце минувшего года лишились одной из важнейших тем для своих размышлений и прогнозов – по предложению четырех политических партий кандидатом на пост будущего президента страны был выдвинут первый вице-премьер Дмитрий Медведев, и Владимир Путин с этим выбором согласился. Более того, когда кандидат на высший пост в стране предложил действующему Президенту должность премьера в случае, если одержит победу на выборах, самый влиятельный политик в стране не отказался и от этого. Причем он особо заметил, что готов работать премьером "без изменения властных полномочий между институтом Президента и самим Правительством". После этих шагов стала понятна наиболее вероятная персональная структура будущей российской власти, и наблюдатели теперь вынуждены довольствоваться рассуждениями о том, кто из двух высших руководителей чей портрет в своем кабинете повесит. Тема, конечно, любопытная, но и только.
Главный же итог прошедшего политического года в том, что действующий Президент в будущем останется в несколько иной должности, но у власти, и у России появится возможность сохранить преемственность курса, о которой ранее неоднократно заявлялось. Понятно, что этот вариант будет реализован только в случае победы Дмитрия Медведева на президентских выборах, а шансы на это сегодня весьма высоки.
Примечательно, что произвести эту "рокировку" стало возможным только благодаря успешно проведенным выборам в Госдуму. Не секрет, что именно Президент добавил в "копилку" партии "Единая Россия" немалое количество голосов, согласившись возглавить ее список. Две трети мандатов, которые получила эта партия в нижней палате, многие наблюдатели склонны считать даже неким всенародным референдумом в поддержку Владимира Путина.
Впервые в этом году нижняя палата парламента была избрана исключительно по партийным спискам, что выявило безоговорочное лидерство одной партии. Вполне вероятно, что это станет началом создания однопартийной, в основном, конструкции российской власти.
Что так же немаловажно для нашей страны, Владимир Путин не стал "переписывать под себя" Конституцию, как ему предлагали многие политические деятели, а, сохранив незыблемость Основного Закона, лишил своих оппонентов как внутри страны, так и за рубежом мощного козыря для нападок на российскую власть.
Однако запомнился прошедший год не только этим. Одним из его важнейших итогов является победа города Сочи в борьбе за право проведения ХХII зимней Олимпиады в 2014 году. Подобные соревнования давно перестали иметь чисто спортивное значение – решение о месте их проведения, достигнутые на них результаты являются признаками значимости государств, их влияния в мире. И в этом смысле победа Сочи стала подтверждением возросшего статуса нашей страны, укрепления ее позиций. И в этой победе роль Президента России также была далеко не последней.
В контексте усиления нашей страны стоит рассматривать и приостановку участия России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был заключен еще Советским Союзом, и со временем его соблюдение стало для нас крайне невыгодным. Причем невыгодным настолько, что следование этому договору и далее представлялось бы для России просто абсурдным. Тем не менее страны Евросоюза и США высказали недовольство таким шагом, чего, впрочем, вполне можно было ожидать.
Событием этого же порядка можно назвать и речь Владимира Путина в Мюнхене. Пожалуй, впервые за последние годы лидер одного из ведущих государств мира жестко и недвусмысленно, без излишней дипломатии высказал свое видение ситуации в мире и очень неприглядной роли США в международных отношениях.
Другим знаковым событием прошедшего года стал уход из жизни первого Президента России Бориса Ельцина. Сегодня отношение к этой личности в обществе далеко не однозначно. Вероятно, наиболее объективные оценки его деятельности появятся спустя какое-то время. Однако необходимо признать уже сегодня, что вместе с Ельциным ушла целая эпоха – эпоха радикальных реформ и революционного слома существующих устоев. По всей видимости, Россия отныне окончательно встала на путь определенной стабильности и эволюционного развития.
Если же попытаться спрогнозировать ближайшее будущее страны, то оно будет зависеть от того, кто одержит победу на президентских выборах 2 марта, а в случае избрания на высший пост в стране Дмитрия Медведева на первый план выйдут взаимоотношения двух лидеров.
Вообще, ситуация, при которой глава государства является неким "техническим" управленцем, а роль реального руководителя исполняет кто-то другой, нашей стране совершенно не свойственна. Все российские лидеры, начиная от царей, заканчивая генеральными секретарями, а впоследствии президентами, имели всю полноту власти, а полномочия их были почти неограниченными. Исключениями здесь являются, пожалуй, только "поздний" Леонид Брежнев и Константин Черненко, которые были довольно слабыми правителями. Да и то лишь ввиду состояния здоровья. Как сложатся в этой связи отношения Дмитрия Медведева – наиболее вероятного президента и Владимира Путина – наиболее вероятного премьера – покажет время.