Выиграть вояж… и оказаться в проигравших

Если еще три-четыре года назад заграничный туризм у нас считался явлением сезонным и продажи путевок в основном приходились на летний период, то сегодня, по словам сотрудников туристических фирм, жители республики с успехом освоили и такие "зимние направления", как Египет, Арабские Эмираты, Таиланд, Вьетнам и другие страны, куда можно улететь из нашей снежной зимы в солнечное лето.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Если еще три-четыре года назад заграничный туризм у нас считался явлением сезонным и продажи путевок в основном приходились на летний период, то сегодня, по словам сотрудников туристических фирм, жители республики с успехом освоили и такие "зимние направления", как Египет, Арабские Эмираты, Таиланд, Вьетнам и другие страны, куда можно улететь из нашей снежной зимы в солнечное лето. Да и объемы туризма, даже по официальным данным, выросли в последнее время значительно. Другими словами, туристический бизнес в нашей республике, как и по стране, стремительно развивается, денег в отрасли становится все больше, а это, как известно, всегда привлекает людей, которые любят половить рыбку в мутной воде. Казань и другие крупные города нашей республики уже стали объектом их деятельности.

Ловкость речи  и никакого мошенничества

– Мы пришли с мужем за покупками в один из самых больших в Казани торгово-развлекательных комплексов, как вдруг к нам подошел обходительный молодой человек и вручил пластиковую карту, сказав, что с помощью нее мы сможем участвовать в розыгрыше ценных призов, – рассказывает Нафиса, специалист одного из республиканских ведомств. – Потом мы заполнили специальную анкету, в которой указали все свои данные, включая домашний адрес и телефон.

Через несколько дней в почтовом ящике обнаружили письмо, из которого узнали, что выиграли приз. В послании сообщалось, что это будет что-то одно из перечисленного – плазменная панель, бонусная книжка на 750 евро, цифровой фотоаппарат, DVD-проигрыватель, бесплатная заграничная турпоездка. Чтобы узнать, чем именно нас осчастливили, мы должны были прийти вместе с мужем (непременное условие) по определенному адресу.

Когда Нафиса с супругом посетили очень небедно обставленный офис фирмы, выяснилось, что приз материальных признаков не имеет – все "счастливчики" (а их набралось около десятка) выиграли турпоездку, но для ее осуществления им предлагалось стать членами некоего клуба.

Сотрудники фирмы очень убедительно и проникновенно в течение двух с половиной часов рассказывали, как выгодно и удобно иметь подобное членство. Звучало множество малопонятных и совсем непонятных, но ужасно красивых и оттого неимоверно притягательных терминов, которые все более убеждали присутствующих в мысли, что им невероятно повезло. Нафиса – женщина неглупая и рассудительная, то же самое касается и ее мужа. Однако они, судя по тому, какое действие на них произвели выступающие, заподозрили последних в обладании искусством гипноза или как минимум методиками, позволяющими управлять людьми и их мыслями. Единственное, в чем повезло супругам, – при них не оказалось той весьма значительной суммы, которую нужно было заплатить на первом этапе – при вступлении в клуб.

Когда же они пришли домой и попытались трезво и без эмоций обсудить предложение, которое им сделали, то в сухом остатке оказалось следующее: фирма предлагала некую туманную перспективу обеспечить клиенту, члену клуба, бесплатные апартаменты (проживание в гостинице) в нескольких странах на 8 дней в случае, если этот клиент туда направится. Но в этом случае покупать билет на самолет, оплачивать питание, экскурсии и другие услуги потенциальный турист обязан только через эту фирму.

Другими словами, компания, внушив клиенту, что он что-то выиграл, берет с него деньги. Деньги за то, что он, если надумает ехать за границу, будет намертво привязан к этой фирме-посреднику, чем немало посодействует ее финансовому процветанию. А "бесплатные апартаменты" компания легко себе компенсирует разными клубными взносами с клиента и дополнительными накрутками на стоимость авиабилетов, экскурсий и другие услуги.

Авиаперелет с "накруткой на лоха"

Примерно такая же, но более простая схема имела не так давно широкое распространение в Москве. Ко мне в ГУМе как-то подошел весьма навязчивый молодой человек и попросил поучаствовать в беспроигрышной лотерее, предложив вытянуть билет. Выигрышем оказалась бутылка шампанского, которую якобы надо было получить на втором этаже здания. Абсолютно точно зная, что меня пытаются надуть, но, решив выяснить, каким именно образом, я последовал за настойчивым юношей.

В офисе, куда мы пришли, стояло несколько столов, за которыми сидели сотрудницы. Рядом с каждой находились такие же, как я, посетители бывшего "главного советского магазина", вытянувшие свое "шампанское". "Пробив" мой билет по компьютеру, сотрудница фирмы торжественно объявила, что я должен несказанно радоваться – все-таки выигрыш бесплатной поездки в Испанию случается в жизни нечасто. Шампанское, само собой, в этой ситуации было требовать верхом неблагодарности. С турпоездкой существовал лишь один нюанс – необходимо было оплатить авиаперелет. Когда была названа его стоимость, стало сразу понятно, что в нее включены и цена авиабилетов, и стоимость путевки с питанием, и даже значительная "накрутка на лоха". Не имея больше времени на это увлекательное общение, я был вынужден распрощаться с милой дамой, которая уже скороговоркой начала описывать всю прелесть отдыха на теплом морском берегу .

В этом случае подход был масштабным, как почти все, что делается в столице, – через сети компании за день проходили, судя по напряженной работе сотрудниц и даже небольшим очередям из клиентов, сотни людей. И, думаю, не все из них, как я, разочаровывали сидящих за компьютерами. Бизнес просто процветал и, что довольно символично, находился непосредственно в центре Москвы – напротив Кремля.

Забытое старое хорошо, если приносит деньги, как новое

Каково же было мое удивление, когда некоторое время назад я узнал, что точно по такой же схеме работают сегодня и некоторые компании в Казани. Родители одной из коллег моей жены чуть было не попались на эту удочку. Они выиграли "бесплатный загранвояж" при покупке кухонного комбайна в одном из магазинов столицы республики. Пожилые люди уже готовы были ехать в Тунис, а их сын – оплатить перелет. Но сначала он решил для верности позвонить в одно из обычных туристических агентств. Такая осторожность излишней не стала – выяснилось, что аналогичные путевки (вместе с перелетом) стоят там даже дешевле суммы, которую семья уже готова была выложить за авиабилеты.

– Люди должны хорошо понимать, что на рынке услуг, в том числе туристических, работает множество недобросовестных компаний, – говорит заместитель директора одной из турфирм столицы Екатерина Самойлова. – А с нынешнего года вообще были отменены лицензии для занятия организацией туризма и, чего греха таить, в эту сферу ринулось много жуликов. Честно говоря, то, что вы рассказали, – это еще мягкий вариант. Людей отправляют в обычную турпоездку под видом того, что они ее выиграли. Но ведь отправляют же. Но бывает и похуже, когда лжепредприниматели просто исчезают с деньгами клиентов.

По мнению другого моего собеседника – Фанузы, возглавляющей турагентство, явление с продажей туров под видом выигрышей получает в Казани все большее распространение. Она сама знает несколько человек, которые попались на такую уловку. По мнению Фанузы, чтобы этого не произошло, надо обращаться к проверенным фирмам, которые работают на рынке как минимум несколько лет. Неплохо также прислушаться к советам друзей, родственников, уже воспользовавшихся услугами конкретного агентства.

Дареный конь – хуже воровства

По всему видно, что продажа обычных туристических путевок под девизом "Ура, вы выиграли бесплатный тур!" со временем будет только процветать. Судите сами: если клиент даже обнаружит "легкое жульничество" с платной-бесплатной поездкой, доказать его будет очень трудно. Договоры заключаются таким образом, что из них абсолютно непонятно, выиграл клиент поездку или едет на общих основаниях. Но даже если такой факт удастся доказать, то и это ничего не даст – закон не запрещает частному агентству сделать сколь угодно большую накрутку на стоимость перелета, питания и другие услуги.

Сами же фирмы, которые юридически довольно трудно обвинить в нечистоплотности, помимо процентов с отправки очередного клиента, убивают еще несколько зайцев.

Так как дареному коню в зубы не смотрят, они с легкостью вносят в договор пункты, согласно которым клиента, например, могут заселить в гостиницу классом ниже, чем первоначально планировалось. Совсем иначе будет реагировать такой турист и, скажем, на задержку авиарейса. Да и по другим огрехам в работе туроператоров человек, который осчастливлен выигрышем, вряд ли будет предъявлять претензии. То есть он превращается в полностью бесправного клиента, о котором может только мечтать любой предприниматель, не привыкший честно исполнять свои обязательства.

Таким образом, вся деятельность упомянутых фирм досконально выверена с учетом особенностей человеческой психики. Также "на отлично" просчитаны и последствия такой деятельности, точнее, их отсутствие и с формально-юридической стороны дела. На практике это означает, что у потенциальных клиентов таких компаний остается надежда только на свое чутье, знание жизни и на незаинтересованных консультантов по ценам, с которыми могут выступать сотрудники обычных, не сулящих "бесплатного сыра" туристических агентств.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще