Вчера состоялось торжественное открытие пятикилометрового реконструированного участка автодороги М7 "Волга" (точнее, той ее части, которую в народе давно окрестили Челнинской трассой) возле села Богородское. На благоустройство этого участка, где расположен еще и мостовой переход, потребовалось два года работы и более 170 миллионов рублей, зато теперь отрезок "Волги" с 835-го по 840-й километр соответствует первой технической категории.
Более четырехсот километров трассы М7 "Волга" пролегает по территории нашей республики, но только треть из них отнесены к первой категории. В этом году 137 километров татарстанских автотрасс прошли капитальный ремонт и обновление асфальтобетонного полотна.
Приехавший на открытие участка министр транспорта РФ Игорь Левитин подчеркнул, что на дорожное строительство в Татарстане выделяются существенные средства из федерального и республиканского бюджетов. По словам главы Минтранса РФ, всего на территории нашей республики необходимо привести в нормативное состояние как минимум 140 километров федеральной трассы "Волга", и потребуется на это более 14 миллиардов рублей. Кроме этого, по территории республики пройдет новый транспортный коридор: Китай – Казахстан – Россия с выходом на Балтику (эта трасса пройдет по России через Оренбург и Казань).
"Мы привыкли к тому, что дорога всего лишь путь, по которому мы добираемся до нужного пункта, – сказал на церемонии открытия Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. – На самом деле это важнейшее средство развития экономики нашей страны". В 2006 году валовый региональный продукт Татарстана составил 24 миллиарда долларов, и в основном он формируется на юго-востоке нефтяниками и в Камском промышленном узле. Сейчас возводится новый нефтеперерабатывающий комплекс в Нижнекамске и расширяет свою деятельность ОЭЗ "Алабуга", поэтому без развития транспортной инфраструктуры нам не обойтись, подчеркнул глава Правительства Татарстана. И если с железнодорожным, воздушным и водным транспортом еще можно подождать, то автомобильный без достойных дорог уже ограничен в развитии.
Качественный рост дорожной инфраструктуры определен Президентом Татарстана одним из приоритетов, и в течение трех ближайших лет все финансовые ресурсы республики будут активно направляться на развитие автомобильных дорог – и магистральных, и соединяющих основные автотрассы с сельскими населенными пунктами. Дело действительно не терпит отлагательства – сегодня интенсивность движения на дорогах Татарстана такова, что нагрузка на них в три-четыре раза превышает нормативную. Так, через некоторые участки М7 проходит более 28 тысяч автомобилей, а на въезде в Набережные Челны – без малого 40 тысяч в сутки. Понятно, что это весьма неблагоприятно сказывается и на безопасности движения, и на скорости перемещения пассажиров и грузов.
По мнению Премьер-министра, в перспективе вся трасса М7 должна стать такой же, как открытый после реконструкции участок. В планах дорожников на 2008 год – реконструкция "Волги" на участках с 927-го по 933-й километр, а также мостового перехода через реку Вятку. В нынешнем году будет проведен открытый конкурс на реконструкцию еще одного участка М7 и строительство кольцевой транспортной развязки возле Самосырово.
Поздравив участников торжественной церемонии с наступающим праздником дорожников, Игорь Левитин, Рустам Минниханов, министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ильдус Фатхутдинов отправились в Казанский государственный архитектурно-строительный университет, где пообщались с будущими строителями дорог и теми, кому предстоит эти дороги обслуживать и эксплуатировать – студентами специализированных отделений вузов и техникумов Казани.
Ректор КГАСУ Валерий Куприянов рассказал гостям об истории одного из старейших вузов столицы Татарстана и перспективах его развития. На базе университета сегодня работает научно-производственный центр, где проводятся исследования новых материалов, в частности, и для дорожного строительства, причем перспективные технологии быстро внедряются в практику. Предполагается и обучение по новым специальностям. Так, сегодня не только республике, но и всей России не хватает специалистов по строительно-дорожной технике, и университет уже получил лицензию на открытие специальности "Строительно-дорожные машины".
По словам Игоря Левитина, для успешной подготовки дорожников и транспортников всех уровней необходима интеграция учебных заведений в специализированные кластеры. Безусловно, крупные дорожные предприятия должны поддерживать "свои" вузы в части оборудования учебных кабинетов. Ведь это не дело, когда для обучения управлением современной техникой уже дипломированному специалисту приходится проходить дополнительные курсы. Такого же мнения придерживается и Рустам Минниханов. Он подчеркнул, что руководство Татарстана заинтересовано в том, чтобы вузы выпускали специалистов европейского уровня. "Мы будем всячески поддерживать создание кластерной системы в образовании на основе ведущих вузов республики и крупных предприятий", – сказал он.