Сердце “Алабуги” готово забиться

Нужно обязательно реализовать проект в Елабуге.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Нужно обязательно реализовать проект в Елабуге. Это необходимо не только Татарстану, но и всей стране.
 Владимир Путин.

В стороне от древней Елабуги на площади в две тысячи гектаров возводится уникальный комплекс, который будет состоять из сотен километров инженерных сетей и дорог, множества "интеллектуальных" зданий и сооружений. Это крупнейший в Татарстане строительный проект – особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) "Алабуга". В ее создании участвуют 15 татарстанских и московских проектно-изыскательских институтов, свыше 30 крупных подрядных организаций и десятки субподрядчиков. Первый ковш грунта на строительной площадке зоны был вынут всего лишь в июле прошлого года, а уже в нынешнем ноябре планируется сдать первый пусковой комплекс, называемый строителями "сердцем ОЭЗ". Можно с уверенностью говорить, что территория, на которой для предпринимательской деятельности действует особый льготный режим, готова принять отечественных и зарубежных инвесторов (резидентов).

Через тернии – к зоне

Вообще-то история создания в Елабужском районе особой экономической зоны начиналась в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда Верховным Советом СССР было принято решение о строительстве здесь Камского тракторного завода. Стройка имела всесоюзный масштаб, но проект в конечном счете потерпел фиаско. В 1989 году вышло новое постановление правительства СССР о возведении завода по производству малолитражных автомобилей – ЕлАЗа. В девяностых годах на промышленной площадке этого предприятия формировалась свободная экономическая зона, на которой разместились различные производства – от спецтехники и автобусов до товаров народного потребления. Даже всемирно известная американская корпорация "Дженерал моторс" рискнула прийти сюда, и в конце 1996 года первые джипы "Шевроле-Блейзер" сошли со здешних конвейеров.
Однако в годы экономического кризиса и зачаточных рыночных отношений все эти попытки к успеху не привели. Но заложили определенный фундамент для реализации на территории именно Елабужского района принципиально нового современного проекта – особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Не случайно в начале прошлого года Правительство РФ из 73 регионов России, претендовавших на создание у себя ОЭЗ такого типа, выбрало Татарстан и Липецкую область. И сегодня "Алабуга" является для нашей республики одной из основных точек экономического роста.

"Пионерские"  объекты

– Трудности в выполнении этого проекта возникли с самого начала, – говорит Идрис Абдрахманов, заместитель генерального директора института "Татинвестгражданпроект" (генерального проектировщика ОЭЗ). – Площадка находится в самой нижней точке нижнекамской зоны Татарстана, которая отличается сложными гидрогеологическими условиями. От проектировщиков и строителей требовались значительные усилия, чтобы в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи. Тем более что нужно было с нуля создать всю инфраструктуру: проложить дренажные, водопроводные, канализационные, тепловые, электрические, дорожные сети, построить другие необходимые объекты, обеспечить территорию связью. Причем делать работу "вслепую", то есть изначально ориентируясь на виртуальных потребителей (резидентов) всей этой "епархии", которые в ближайшей перспективе должны прийти на полностью подготовленную территорию. Следовало предвидеть потребности потенциальных инвесторов. Не исключено, что одни из них захотят подвести к своему производству пар, а другие – техническую воду, так как очищенная стоит слишком дорого. Все это нужно было учесть. В итоге при проектировании зоны мы отталкивались от следующих показателей: за основу взяли минимальные инвестиции в 10 млн. евро на пять гектаров площади. То есть любой предполагаемый резидент, который придет сюда с такими деньгами и развернет производство на такой территории, априори должен иметь все необходимые для успешной деятельности ресурсы, позволяющие ему рассчитывать на 40-процентную прибыль…

В сопровождении заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Владимира Машкина, курирующего возведение ОЭЗ, и генерального директора ОАО "ОЭЗ ППТ "Алабуга" Василия Кудряшова подъезжаем к площадке внушительных размеров, огражденной металлической сеткой. Первый объект на нашем пути – таможенный терминал, оснащенный по последнему слову техники мощной системой безопасности и контроля. В России он уже сейчас признан образцовым среди подобных сооружений. А предназначен для досмотра грузов, поступающих на зону как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Три контрольно-пропускных пункта ОЭЗ имеют самые современные технические навороты, к примеру, установки радиационного контроля. По словам Владимира Машкина, был случай, когда таможенники развернули пришедшие из Словакии грузовики со строительными материалами, у которых был обнаружен повышенный радиоактивный фон.
С экологией создатели ОЭЗ дружат, к примеру, предусмотрели соответствующее санитарное расстояние между предполагаемыми 22 производственными площадками резидентов. А все сети аккумулируются в подземных инженерных коридорах шириной до 110 метров. Сформировать такие коммуникационные объекты – задача архисложная, но проектировщики и строители с ней справились. И еще – впервые в нашей республике проложили дороги с шестиполосным движением (мечта автомобилистов!).
Кроме того, в первый пусковой комплекс входят контейнерная платформа площадью 45 тысяч квадратных метров – для хранения грузов в 1500 контейнерах, бытовые боксы для размещения транзитных рабочих, гараж, хозяйственный блок. А также административно-деловой центр – комфортабельное здание площадью более 10 тысяч квадратных метров, где расположилось Территориальное управление Федерального агентства по особым экономическим зонам. На сегодня в ОЭЗ "Алабуга" построены 32 километра инженерных сетей, 3,2 гектара асфальтированных площадок, 4,2 километра автомобильных дорог, 6,5 километра ограждений с освещением и видеонаблюдением, 28 объемных сооружений. Причем все объекты прошли экспертизу на техническую безопасность. А чтобы возвести их в короткие сроки, на стройплощадке ОЭЗ были сконцентрированы мощные людские ресурсы и современная техника. Как утверждает заслуженный строитель Татарстана и России, заместитель генерального директора ОАО "Камгэсэнергострой" (одного из генеральных подрядчиков стройки) Виктор Ластовка, в пиковые периоды здесь работали одновременно более 800 человек и до 500 спецмашин в сутки.

Цена вопроса
Строительство инфраструктурных объектов зоны финансируется из бюджетов Татарстана (49 процентов) и Российской Федерации (51 процент). С прошлого года и по сей день нашей республикой на реализацию проекта выделено 2,4 млрд. рублей, Россией – пока около одного миллиарда. То есть стоимость первого пускового комплекса составляет почти 3,4 млрд. рублей. Всего на создание инженерной и транспортной инфраструктуры ОЭЗ до 2011 года изначально предполагалось затратить свыше 10 млрд. рублей, однако, по данным Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, сейчас этот проект оценивается гораздо дороже. Но овчина выделки стоит…

Первый резидент ОЭЗ "Алабуга" – российский холдинг "Северсталь-авто" – пришел сюда еще в прошлом году. Республика продала ему один из корпусов ЕлАЗа, который компания доводит до ума и параллельно отстраивает административно-бытовое здание. Холдинг уже вложил в развитие своего елабужского подразделения свыше 1,6 млрд. рублей и планирует к концу текущего года собрать на здешней площадке первые автомобили "FIAT Ducato". А мощность предприятия составит 75 тысяч машин в год. По прогнозам специалистов, за счет налогов, которые за пять лет выплатит только эта компания, будут компенсированы расходы государства на строительство инфраструктуры зоны.

В нынешнем году статус резидента присвоен и московскому ЗАО "Полиматиз", которое возводит на территории ОЭЗ предприятие по производству широкого спектра высокотехнологичных полимерных материалов и изделий из них, используемых в медицине, легкой промышленности, строительстве дорог, трубопроводов, гидросооружений. Инвестиции в этот проект – 1,5 млрд. рублей. Следующий реальный претендент на резидентство – болгарская фирма "Рокуол", специализирующаяся на выпуске облицовочных стройматериалов.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа формируется на основе кластеров – машиностроительного, нефтехимического, авиационного, фармацевтического и других. Создавать производства внутри ОЭЗ предприятиям выгодно: они наделяются преференциями по налоговым льготам, к примеру, освобождаются от таможенной пошлины и НДС на доставку грузов (налог на добавленную стоимость отодвигается до начала выпуска продукции). Кроме того, максимум за 20 лет резидент полностью выкупит земельный участок, на котором располагается его производство, причем квадратный метр площадки обойдется ему довольно дешево – всего лишь в четыре рубля…
В общем, созданы комфортные условия для деятельности потенциальных инвесторов. Дело за "малым" – привлечь в "Алабугу" надежных партнеров.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще