Как в республике решается одна из извечных российских проблем, в каком состоянии сегодня находятся дороги сельской глубинки и что делается по их улучшению – все это могли узнать участники рейда, организованного для журналистов по инициативе нового министра транспорта республики Ильдуса Фасхутдинова в минувшую среду.
Характеризуя общее состояние дорог Татарстана, министр признал, что на текущий день оно не отвечает современным требованиям. В первую очередь это касается дорог, связывающих районные центры с малыми населенными пунктами, жители которых испытывают существенные трудности и зачастую просто не в состоянии своевременно добраться до собеса, больницы или аптеки, расположенной в десятках километров от их дома.
– Президент республики поставил перед нами задачу разработать программу развития дорожного хозяйства республики, которая по своей значимости и масштабам ничуть не уступала бы известной программе ликвидации ветхого жилья, – сообщил журналистам министр.
Пока же журналисты могли видеть то, что делается конкретно сегодня.
И аварий станет меньше…
Трасса Казань – Набережные Челны, куда вначале отправились участники рейда, давно пользуется среди водителей недоброй славой, о чем красноречиво свидетельствуют придорожные памятники. Протяженность трассы от столицы республики до автограда – 215 километров, и с каждым годом интенсивность движения по ней растет. Как и число аварий с трагическим исходом. Чтобы разгрузить трассу, дорожникам предстоит перевести в состояние дороги первой категории участок длиной в 146 километров, построив также новый мост через Вятку в районе Мамадыша. На это, по словам специалистов Минтранса, потребуется шесть лет. А в целом, согласно разрабатываемой программе, трассу, которая пролегла от границ Чувашии до Мензелинска, намечается перевести в состояние дороги первой категории к 2015 году. Она пройдет в объезд автограда, что позволит снизить интенсивность движения (уже сегодня только на выезде из Казани за сутки проходит до 13 тысяч автомобилей). За состоянием дорожного полотна здесь следят Татавтодор, Камдорстрой и Актаныш-Татавтодор.
Первая остановка – двухуровневая развязка на выезде у села Богородское. У нового путепровода рядом с катком, опираясь на лопаты, стоят в ожидании асфальтовоза молодые ребята в оранжевых жилетах. Работы здесь с 2005 года ведут ООО “Нур-1” и Мостоотряд №3. Тогда на строительство республика выделила 80 миллионов рублей, еще столько же – в прошлом году. На завершение строительства в этом году Минфин республики выделил заем на 120 миллионов. Деньги эти уже освоены. После сдачи участка, который планируется открыть в конце октября – ко Дню дорожника, транспорт здесь пойдет по двум полосам в каждом направлении, причем встречные потоки будут отделены друг от друга разделительной полосой. А это значительно обезопасит движение – водители уже не смогут выезжать на “встречку”, совершая обгон. Всего же в нынешнем году в республике, по словам начальника ФГУ “Волго-Вятскуправтодор” Мухаммата Гатиятуллина, будет отремонтировано 118 километров дорог. Хочется верить, что с улучшением их качества памятников на обочинах станет меньше.
На сельской улице – праздник
Этого дня жители поселка Большой Султан Рыбнослободского района ждали долго. Раньше по дороге протяженностью шесть километров от села до трассы, ведущей на Рыбную Слободу, в весеннюю распутицу можно было проехать разве что на гусеничном тракторе или вездеходе. Сегодня на этом участке, где укладывают асфальт работники ОАО “Каздорстрой”, незаасфальтированным остается лишь спуск на въезде в село. Завершить работы здесь рассчитывают в ближайшее время. Большое внимание дорожники уделяют не только качеству укладки, но и состоянию обочин и откосов по краям новой дороги: на их планировке и отделке задействована импортная техника – экскаватор-планировщик УДС-114, в шутку прозванный дорожниками из-за своей длинной стрелы “тещиной рукой”.
Семидесятисемилетний имам местной мечети Габдулфард Замалиев, пришедший посмотреть на завершающий этап строительства, по такому случаю надел свой выходной костюм и нарядную тюбетейку.
– Вы бы видели, что здесь творилось раньше, – говорит он. – Доехать до села на машине после дождя было невозможно. Люди оставляли свой транспорт у обочины, а сами шли до села пешком, шлепая по непролазной грязи…
Теперь в селе Большой Султан, где проживает около 350 человек, могут забыть о дорожных неурядицах, как и в соседних малых селах и деревушках района, где сегодня ведутся работы на рокадных дорогах. Всего в этом году в Рыбнослободском районе было отремонтировано 45 километров дорог к селам Верхние Тимерли, Уракча, Букаш и другим пунктам.
Согласно постановлению Кабмина РТ №279 от 10 июля 2007 года “О приведении в нормативное состояние подъездов к населенным пунктам РТ” на эти цели выделено свыше 1 миллиарда 990 миллионов рублей. В этом году дороги планируется подвести к 137 населенным пунктам.
Качество – во главу угла
Следующим пунктом поездки стал участок дороги на отрезке Рыбная Слобода – Шумково. Здесь почти завершили реконструкцию дорожного покрытия длиной более 12 километров. На трассе трудятся специалисты ОАО “Дорожный сервис РТ”. По словам заместителя гендиректора предприятия Наиля Хайрутдинова, дорожникам пришлось менять основание полотна на треть, практически строить его заново. Использовали высокопрочный щебень, асфальт укладывали в два слоя. Сегодня дорогу просто не узнать – тугая, без единой морщинки асфальтовая полоса вытянулась стрелой. Применяя новые технологии укатки асфальта и импортную технику, дорожники гарантируют высокое качество покрытия. В этом журналистам было предложено убедиться лично. Облачившись в оранжевые жилеты, они проследовали на объект, где могли наблюдать за работой немецкого асфальтоукладчика “Титан”, оснащенного специальной виброплитой с электроподогревом. Использование такой техники позволяет максимально уплотнять асфальтную массу, так что идущему следом катку остается лишь “доутюживать” дорожное полотно, доводя его до идеально ровного состояния. Работа на участке не прекращается ни на час: асфальт дорожникам доставляют большегрузы, оборудованные специальными термоизолированными кузовами, в которых асфальтовая масса сохраняет температуру, необходимую для укладки. Что же касается самого асфальта, то в его качестве журналисты смогли убедиться, побывав на строительной базе ОАО “Дорожный сервис”, где за сутки производится до 1700 тонн мастичного асфальтобетона, который обладает целым рядом достоинств, прежде всего прочностью и устойчивостью к перепадам температуры.
Говоря о новых методах работы в дорожном строительстве, министр отметил, что сегодня дорожники Татарстана применяют зарубежные технологии прокладки дорог, апробированные и надежно зарекомендовавшие себя на протяжении долгих лет. Это, прежде всего, производство и укладка щебеночно-мастичных смесей, которые существенно способствуют продлению жизни дорожного полотна. Как уверяют специалисты, такой асфальт может не трескаться и не крошиться годами.
Кадры, как всегда, решают все
Для выполнения намеченных задач Минтрансу республики потребуются не только деньги, но и кадры. Но если с суперсовременной техникой, работающей на прокладке дорог, особых проблем не возникает, то с людскими ресурсами в отрасли явный дефицит. Не хватает квалифицированных специалистов, грамотных инженеров, да и просто рабочих рук. К сожалению, посетовал министр, за последние годы средствами массовой информации создан малопривлекательный образ дорожного рабочего в грязном оранжевом жилете, заделывающего битым кирпичом при помощи лома и лопаты ямы на проезжей части. Может быть, отчасти из-за этого отрасль испытывает кадровый голод. Молодежь идет сюда работать без особой охоты. Несомненно одно: решение “дорожной” проблемы – дело не одного дня.