Еще в советскую эпоху в нашей стране велись секретные работы по созданию на базе вертолета Ка-22 летательного аппарата со скоростью свыше 500 километров в час (заметим, что максимальная скорость современных винтокрылых машин обычно не превышает 350 километров в час). И сегодня ряд вертолетостроительных компаний, в том числе российская “Камов” (где и “секретничали” над Ка-22) и американская “Сикорский”, разрабатывает проекты скоростных машин, которые в определенных ситуациях станут незаменимым транспортным средством.
Много интересного можно почерпнуть на Европейском вертолетном форуме, проходящем в Казани с 11 по 13 сентября. Уже более 30 лет организатором таких мероприятий традиционно является Европейское международное вертолетное общество (ЕМВО), объединяющее ведущие специализированные фирмы-производители и исследовательские центры Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Италии, Польши и России.
Однако интерес к этим форумам, на которых рассматриваются актуальные вопросы в сфере строительства и эксплуатации вертолетов, проявляют и специалисты из других государств. К примеру, в нынешнем, 33-м по счету, ежегодном собрании приняли участие около 200 представителей не только от ЕМВО, но и из Австралии, США, Канады, Кореи, Индии, Японии – всего из 20 стран. Среди научно-технических и производственных организаций представлены такие авторитеты, как Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (ФРГ), компания “Еврокоптер” (Франция), Научно-исследовательское и техническое управление воздушными силами США, Японское агентство аэрокосмических исследований, Московский вертолетный завод имени Миля, Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского и многие другие.
На состоявшейся во вторник церемонии открытия форума Премьер-министр РТ Рустам Минниханов напомнил, что до этого года в России такие мероприятия проводились лишь дважды: в 1995-м в Санкт-Петербурге и в 2001-м в Москве. Столица Татарстана стала местом очередного собрания ЕМВО во многом благодаря детищу Казанского вертолетного завода – легкому летательному аппарату “Ансат”, который был продемонстрирован во время московского форума и получил высокую оценку. Глава татарстанского Правительства отметил: “Для нас большая честь быть принимающей стороной столь представительной и авторитетной организации, формирующей политику в вертолетостроительной отрасли”. А также сообщил, что КВЗ – одно из бюджетообразующих предприятий республики, которое 80 процентов своей продукции экспортирует в 60 стран.
– Даже в условиях кризисных девяностых годов руководству Татарстана удалось сохранить Казанский вертолетный завод. Правительство республики вложило немалые средства в модернизацию производства, разработку новых типов вертолетов для нужд спасателей, военных, медиков, нефтяников, геологов, – отметил Рустам Минниханов и выразил уверенность, что проведение в Казани очередного форума ЕМВО придаст дополнительный импульс развитию отечественного вертолетостроения.
На пленарном заседании также выступил министр промышленности и торговли Александр Когогин, убедивший гостей в востребованности казанских геликоптеров. Генеральный директор холдинга “Вертолеты России” (куда вошли производственные и проектные вертолетные предприятия Москвы, Казани, Улан-Удэ и других городов) Юрий Иванов рассказал о реформировании российской “винтокрылой” отрасли, которое заключается в интеграции соответствующих предприятий, что позволяет осуществлять эффективные совместные проекты. Иллюстрацией тому служит создание казанским и московским вертолетными заводами машины Ми-38 в соответствии с федеральной целевой программой “Развитие гражданской авиационной техники на период до 2015 года”. По словам генерального директора ОАО “КВЗ” Вадима Лигая, к 2010-2011 годам данный летательный аппарат планируется запустить в серийное производство.
А генеральный конструктор ОАО “Камов” Сергей Михеев уместно вспомнил, что ровно сто лет назад впервые в мире вертолет поднялся в воздух. По его мнению, это стало не менее значимым событием, чем первый полет самолета. К тому же, как считают многие специалисты, вертолет с точки зрения механики – самый сложный и совершенный из всех типов воздушных судов. Кроме того, нынче отмечается 50-летие со дня схода с конвейера первых геликоптеров соосной схемы, разработчиками которых стали российские инженеры.
Сразу после пленарной презентации отечественной вертолетной отрасли и в последующие дни участники форума работали по секциям, обсуждая чисто профессиональные вопросы. Сегодня, в завершающий день собрания ЕМВО, гости побывают на Казанском вертолетном заводе, где состоятся показательные полеты наших “Ансатов”, Ми-8, Ми-17 и других машин.