КАПО: полет продолжается, но надо бы повыше

Вчера в Казани в КРК “Пирамида” состоялось торжество, посвященное 80-летию ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение имени С.

Автор статьи: Булат СРУРОВ

Вчера в Казани в КРК “Пирамида” состоялось торжество, посвященное 80-летию ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова”. В нем принял участие Президент Минтимер Шаймиев.


В мае 1927 года решением Совета труда и обороны СССР бывший Московский машиностроительный завод был перепрофилирован в авиационное предприятие. В течение нескольких месяцев завод освоил выпуск первых в мире серийных цельнометаллических самолетов АНТ-3. В ноябре 1941 года Московский авиазавод им.С.П.Горбунова эвакуировали в Казань, где в годы войны был налажен выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и дальних бомбардировщиков Пе-8, при этом коллектив достиг невероятных темпов производства – по 10-12 крылатых машин в сутки. За бесперебойное обеспечение всех фронтов Великой Отечественной войны бомбардировщиками конструкции Петлякова в 1945 году КАПО им.Горбунова было награждено орденом Красного Знамени (всего у предприятия четыре высокие государственные награды страны).


В послевоенные годы продукция оборонного назначения продолжала оставаться доминирующей в товарной номенклатуре предприятия. “Первой ласточкой” в начавшемся противостоянии СССР и США стал стратегический бомбардировщик Ту-4. Пришедшие ему на смену дальние реактивные бомбардировщики Ту-16 (“Летающая крепость”) положили начало отечественной реактивной авиации, что нашло воплощение и в выпускаемых в Казани первых в мире пассажирских реактивных лайнерах Ту-104.


КАПО им.Горбунова прославилось также стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-22 и Ту-160 (“Белый лебедь”), магистральными пассажирскими самолетами Ил-62, давшими возможность авиаторам страны осуществлять межконтинентальные перелеты. В середине 90-х годов завод при всесторонней поддержке со стороны республиканских властей освоил серийное производство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214, а позже вплотную приблизился к выпуску его ближнемагистральной модификации Ту-334.


Юбилейное мероприятие прошло под девизом “Полет продолжается!”. Оно началось с торжественного выноса обновленного знамени предприятия.


В ходе церемонии коллектив Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова поздравили Президент Минтимер Шаймиев и генеральный директор предприятия Наиль Хайруллин.


Глава республики, в частности, подчеркнул, что поколения “горбуновцев” никогда не знали поражений на всех этапах своей легендарной и славной истории – будь то период индустриализации, Великая Отечественная война, “холодная война” или период реформ. “Самолетостроение всегда требует квалификации и знаний, – отметил Президент. – Это сплав труда ученых, представляющих практически все направления науки, выдающихся конструкторов, техников, инженеров и высококвалифицированных людей, которые являются элитным рабочим классом”. По словам Минтимера Шаймиева, именно сплав ума и умения поднимает в воздух самые лучшие в мире самолеты.


Первым подвигом предприятия Минтимер Шаймиев назвал само появление завода, поскольку еще в середине 1920-х годов мало кто предполагал, что за очень короткий период времени отсталая и измученная разрухой страна станет на индустриальный путь развития, освоит выпуск технической новинки того времени – цельнометаллических самолетов. “Нынешнему поколению трудно понять, как практически вручную, не имея специальной строительной техники, можно было возвести такие ангары и производственные цеха, чтобы поскорее взяться за производство самолетов”, – отметил глава республики. Он также особо выделил вклад предприятия в достижение стабильности в мире в 1960-1980-е годы. “Ту-160 стал главной темой дискуссии на встрече глав государств по поводу ограничения стратегических вооружений, – напомнил Минтимер Шаймиев. – Это же дело ваших рук. Разве можно этим не гордиться! Наши машины, по сути, обеспечивают спокойствие во всем мире”.


Президент Татарстана не мог не высказать свою позицию по поводу современного, во многом болезненного для отечественного самолетостроения периода истории. “Наше развитие никогда никому не нравилось: как только мы становимся сильнее, мы перестаем нравиться мировым державам, а когда ослабеваем, нас начинают обхаживать и, я бы сказал, усыплять, – отметил Минтимер Шаймиев. – Но Россия – не такая страна, она должна быть бдительной. Государство, занимающее такую территорию, не имеет права быть слабым”. По его словам, он лично с заводчанами испытал, как трудно побеждать в мирное время. “То, что сегодня завод обеспечен работой и в то же время не успевает выполнять все заказы, – нас не украшает, – подчеркнул Президент РТ. – Пока мы еще не достигли той высоты, которую способны взять. Есть компании и заводы, которые начинают “летать выше”. Он пожелал менеджменту и специалистам КАПО им.Горбунова стать конкурентоспособными в современных жесточайших рыночных и политических условиях, занять устойчивую нишу на рынке гражданского самолетостроения, своевременно выполнять поступающие заказы. “Тут мы с вами пока еще на пути к вершинам – до Эльбруса еще далеко”, – образно заметил Минтимер Шаймиев.


Глава республики пообещал и в дальнейшем оказывать посильную помощь казанским авиастроителям. “Когда мы вместе, когда есть ваша мощь, мощь нашей республики, то не было еще такого, чтобы мы не побеждали и не достигали своих целей, – обратился к коллективу предприятия Президент. – Ваши дела должны идти хорошо, а это должно сопровождаться достойной зарплатой”.


По традиции, в ходе торжественного вечера состоялась церемония награждения. Коллективу ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова” было вручено Благодарственное письмо Президента РТ. Ряд сотрудников предприятия удостоились медали “За доблестный труд”, а также почетных званий заслуженного машиностроителя и заслуженного экономиста республики. Специальную награду для Минтимера Шаймиева приготовили и руководители КАПО – заводской нагрудный знак “За трудовые заслуги I степени”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще