Кратковременная посадка

На днях в международном аэропорту “Казань” приземлились два региональных самолета CRJ-900 производства канадской корпорации Bombardier Inc.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

На днях в международном аэропорту “Казань” приземлились два региональных самолета CRJ-900 производства канадской корпорации Bombardier Inc. Это “первые ласточки” из шести летательных аппаратов данного класса, на приобретение которых татарстанская фирма “Нур-Авиа” в прошлом году заключила контракт с канадской корпорацией. Его общая сумма – 138 млн. долларов.


Предназначены иностранные машины для обновления парка авиакомпании “Татарстан”, которая находится в доверительном управлении “Нур-Авиа”. Предполагается, что новые самолеты придут на смену морально и физически устаревшим Ту-134 и Як-42, выработавшим свой эксплуатационный ресурс. К тому же, по словам генерального директора АК “Татарстан” Магомеда Закаржаева, на региональные рейсы нерезонно гонять полупустыми 120-местные борты Як-42, в то время как самолеты CRJ-900 рассчитаны на 76 мест – оптимальное количество для таких целей.


Первые канадские лайнеры управляющая компания закупила на собственные средства с привлечением “короткого” кредита банка “Ак барс”. Остальные четыре предполагается приобрести до конца текущего года по долгосрочной лизинговой схеме с участием одного из зарубежных операторов. Однако пока не ясно, когда иностранные самолеты начнут служить во благо Татарстана, поскольку Межгосударственный авиационный комитет не спешит выдавать самолету CRJ-900 сертификат типа воздушного судна, дающий разрешение на полеты в пределах России (хотя машина данной модели сертифицирована во всех странах Европы). Причина известна: лоббирование федеральным центром его “собрата” – лайнера Sukhoi SuperJet-100, который является совместным проектом авиационной холдинговой компании “Сухой”, ОКБ имени Яковлева, авиакомплекса имени Илюшина и компании Boeing.


Поддержка властями российского производителя (американский Boeing лишь поделился с разработчиками этого летательного аппарата некоторыми ноу-хау и согласился обеспечить его сертификацию за рубежом) вызывает уважение. Однако спрос на SuperJet-100 слишком высок. И, как сообщил Магомед Закаржаев на недавнем совещании в Кабинете Министров, посвященном вопросам пассажирских авиаперевозок в республике, авиакомпания “Татарстан” сможет купить девять таких самолетов только к 2011 году. А летать нужно сегодня. На что Премьер-министр Рустам Минниханов ответил: “Необходимо сделать все, чтобы региональные лайнеры CRJ-900 как можно быстрее прошли сертификацию”.


Между тем в четверг в международном аэропорту “Казань” с участием Премьер-министра РТ прошла презентация прибывших сюда CRJ-900. По словам директора по продажам в России и странах СНГ корпорации Bombardier Марка Гилберта, именно эти самолеты сделаны специально для российского рынка региональных пассажирских перевозок. В частности, у них расход топлива на взлетный час меньше на одну тонну, нежели у серийных CRJ-900. Дальность полета составляет 2500-3385 километров. Общая стоимость шести машин с учетом обучения летного персонала увеличилась по сравнению с первоначальной суммой контракта, достигнув 144 млн. долларов.


По всему миру сегодня летают 1500 региональных канадских самолетов данного класса, которые приобрели авиакомпании 24 стран. А первый из них поднялся в небо четыре года назад. Причем, как заметил Марк Гилберт, до сих пор не было ни одного происшествия, связанного с CRJ-900 (здесь только остается сплюнуть через левое плечо).


– Мы сожалеем, что отечественная промышленность выпускает не весь модельный ряд самолетов для пассажирских перевозок. И тех воздушных судов, которые сегодня нужны пассажиру, нет – так Рустам Минниханов объяснил покупку у канадцев ближнемагистральных самолетов Canadian Regional Jet-900.


Однако когда эти лайнеры смогут получить “прописку” в Татарстане, пока неизвестно. Заявка в Межгосударственный авиационный комитет на проведение сертификации CRJ-900 корпорацией Bombardier была подана еще в ноябре прошлого года, но до сих пор не удовлетворена. Хотя от имени Правительства РТ и руководства авиакомпании “Татарстан” в поддержку данной заявки были направлены соответствующие письма в ряд профильных министерств и ведомств.


Самолеты должны летать, а не пылиться в ангарах, поэтому, исходя из сложившейся ситуации, было принято решение о передаче приобретенных лайнеров в аренду зарубежным авиакомпаниям. На вопрос о том, кто же из иностранцев первым опробует наши CRJ-900, Магомед Закаржаев ответил:


– Такие авиаперевозчики есть и в Европе, и в Африке. Пока могу сказать лишь, что самолеты будут зарегистрированы на Бермудах, а в ближайшее время перелетят на стоянку в Объединенные Арабские Эмираты, где, возможно, и будут эксплуатироваться.


То, что татарстанская “биография” CRJ-900 начинается с полетов в зарубежном воздушном пространстве, Рустам Минниханов назвал “непорядком”.


– Мы все отмечаем высокую инвестиционную привлекательность нашего региона. В республике проводится все больше спортивных, культурных, политических мероприятий, мы встречаем многочисленных гостей. Поэтому обеспечить аэропорт современными самолетами – задача номер один, – констатировал глава Правительства.


Если Премьер-министр, комментируя ситуацию, сложившуюся с новыми самолетами, был все-таки сдержан в оценках, то гендиректор авиакомпании “Татарстан” не скрывал своих эмоций.


– Если так пойдет дальше, то скоро нам просто не на чем будет летать, – заявил он.


Сегодня парк воздушных судов АК “Татарстан” насчитывает 19 региональных и среднемагистральных самолетов. Все они, как было сказано на презентации в четверг, “характеризуются высокой степенью изношенности”. На фоне все возрастающих объемов пассажирских перевозок факт, мягко говоря, очень тревожный. Полностью исправить положение дел планируется до 2016 года. Руководство авиакомпании до этого срока планирует приобрести 25 отечественных самолетов Ту-214, Ту-334, Ту-330, а также примерно 10 судов иностранного производства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще