Из 95 татарстанских профессиональных училищ и лицеев 25 уже вошли в состав образовательных кластеров и с нового учебного года будут работать в одной связке с базовыми предприятиями и вузами. Некоторые из тех 70, чья судьба пока не определена, возможно, будут преобразованы в кадетские школы. Об этом на пресс-конференции, прошедшей в понедельник в зале заседаний Кабинета Министров РТ, рассказал первый заместитель Премьер-министра Равиль Муратов.
Работодатель, воспитай рабочего
То, о чем так долго мечтали в правительстве республики – привлечь работодателей к финансированию системы начального профессионального образования (НПО) – свершилось. Уже в этом году татарстанские предприятия наравне с государством возьмут на себя затраты на обучение почти пяти тысяч человек в училищах, лицеях и техникумах. По словам Равиля Муратова, это позволит наконец решить проблему реформирования профессионального образования. Система НПО, сформировавшаяся во времена плановой экономики, перестанет “гнать план”, выпуская невостребованных специалистов, а будет работать под конкретный заказ работодателей, ориентируясь на потребности рынка.
Один из основных моментов реформы – переход системы НПО с трехлетнего на однолетнее обучение. То есть полное среднее образование подавляющее большинство детей будут получать теперь в школе, а, приходя в училище, смогут в течение года, не отвлекаясь на общеобразовательные предметы, вплотную заниматься профессиональной подготовкой. Таково, заметил Равиль Муратов, требование быстро меняющегося рынка, который не может три года ждать специалистов: за это время предприятию проще набрать людей со стороны. Пример тому – строительная отрасль Татарстана.
– Здесь у нас пока большая проблема. Сегодня строители просят разрешение на приглашение девятнадцати тысяч трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья и Турции, – рассказал первый вице-премьер. – Мы объясняем, что в перспективе привозить так много иностранцев им не позволят. Пусть привлекают своих – молодежь, тех, кто учится в наших ПТУ.
Конечно, стройфирмам выгоднее нанимать мигрантов, чем оплачивать обучение ребятам из Татарстана и прилегающих регионов. Но ситуация, когда свои кадры остаются без работы, а вместо них используется иностранная рабочая сила, государство больше не устраивает.
Студенты вместо “пэтэушников”
К слову, рабочими специальностями, считает Равиль Муратов, должны овладеть не только учащиеся ПТУ, но и практически все студенты вузов. И для этого в кластере создаются необходимые условия. Особенно это характерно, заметил участвовавший в пресс-конференции ректор Казанского государственного энергетического университета Юрий Петрушенко, в тех кластерах, где в центре стоит серьезный вуз. Так, энергетический кластер республики уже успешно работает: совместно с “Татэнерго” КГЭУ курирует энергетический техникум и казанское профучилище № 50. Теперь все, кто поступает в училище, автоматически числятся студентами университета. Если захотят – они смогут после начальной ступени пойти учиться дальше, минуя неизбежную для выпускников ПТУ армию.
Возможен и обратный процесс: если студент чувствует, что “не тянет” в высшей школе, он может в рамках кластера перейти в техникум или училище и получать среднее специальное или начальное профессиональное образование, параллельно “подтягивая” слабые знания и имея перспективу вернуться в вуз, когда будет к этому готов.
При этом Юрий Петрушенко высказал “крамольную” мысль:
– Для меня было бы неплохо, чтобы в наше училище дети приходили как раз после 9 класса, чтобы мы могли с ними целенаправленно заниматься математикой, физикой, другими профильными дисциплинами.
– Мы с удовольствием составим соответствующее соглашение с энергоуниверситетом, – подчеркнул гибкость новой схемы Равиль Муратов. И тут же отметил еще одно преимущество кластерной системы: у вузов будет хорошая возможность выходить непосредственно на школы, что очень важно в условиях демографического кризиса, когда за студентов придется бороться. А ректор КГТУ (КАИ) Юрий Гортышов добавил, что образовательные кластеры помогут создать единую систему непрерывного профессионального образования.
Дело хорошее
Казанский профлицей № 19 – один из лидеров системы республиканского НПО. В этом году он выиграл грант в 30 миллионов рублей по линии нацпроекта “Образование”. Директор лицея Асадулла Садыков уверен: реформа профтехобразования задумана правильно. Тем более что лицей во многом предвосхитил некоторые ее моменты: выпуская специалистов в области нефтехимии, он уже давно активно сотрудничает с казанским “Оргсинтезом”. В этом году предприятие вложило в капитальный ремонт лицея 90 миллионов рублей. Теперь же лицей и “Оргсинтез” смогут официально оформить отношения в рамках кластера.
– Еще одно, чего мы ожидаем от реформы – это повышение зарплаты нашим сотрудникам, – говорит Асадулла Хабибуллович. Кстати, по словам Равиля Муратова, средняя зарплата в училищах, перешедших на новую форму работы, должна составлять не меньше 80 процентов от средней зарплаты по республике. Так что ожидания лицея оправданы.
– Я думаю, делается хорошее дело, которое поможет Татарстану решить проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров, – продолжает Садыков. – Хотя есть и некоторые негативные моменты. Например, в этом году мы как обычно набрали детей после 9 класса. Потом вышло распоряжение их не принимать, и нам пришлось возвращать документы. А с одиннадцатиклассниками план по набору у нас выполнен пока только на треть. И теперь мы ждем конца августа, когда к нам пойдут те, кому не удалось поступить ни на дневное, ни на вечернее-заочное отделения вузов. А ведь с 1 сентября уже надо начинать учебный процесс…
Да, при нынешней ориентированности выпускников школ на высшее образование, с такой проблемой столкнутся, думается, многие училища и лицеи. Хорошо, если, как в случае с энергетическим кластером, вузы будут сами заинтересованы в кооперации с учреждениями НПО. Но везде ли быстро смогут наладить такую кооперацию? В общем, этим вопросом надо будет серьезно заниматься.
Срок обозначен: два года
Еще один момент. Ряд крупных зарубежных компаний хотели бы создать в республике свои филиалы. Для экономики Татарстана это означает крупные инвестиции, новые рабочие места.
– Но один из первых вопросов, которые они задают – кто будет у нас работать? – заметил Равиль Муратов. – Им нужны классные специалисты. Да еще и со знанием английского языка…
Значит, и языковые тонкости теперь придется осваивать реформированным учреждениям системы НПО. Одним словом, перемены их ждут серьезные. Неудивительно, что, по признанию первого вице-премьера, не все руководители лицеев и училищ в восторге от открывающихся перспектив. Тем более что и не все они будут востребованы в новой кластерной системе. Так, в Набережных Челнах под патронажем “КамАЗа” работало два училища. Но в рамках кластера завод взялся финансировать только одно из них. Что делать второму?
Над судьбой тех, кто пока не нашел себе места в новой системе, в Правительстве активно думают. Часть училищ, пояснил Равиль Муратов, возможно, будет преобразована в кадетские школы, которые призваны прежде всего решить проблему образования детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Возможно, часть бывших преподавателей ПТУ – тех, кто вел общеобразовательные дисциплины – перейдут на работу в муниципальные школы. А кому-то найдется место в уже реформированных в рамках кластера профлицеях – там-то как раз, заметил первый вице-премьер, кадров сегодня даже не хватает. Пока ясно одно: те, кто поступил учиться в лицеи и училища еще до реформы, благополучно доучатся там до конца. Но в течение двух ближайших лет преобразования в системе начального профессионального образования должны быть завершены.