Работа ищет человека

В Набережных Челнах состоялось зональное совещание по решению проблемы укомплектования кадрами промышленных предприятий Татарстана.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

В Набережных Челнах состоялось зональное совещание по решению проблемы укомплектования кадрами промышленных предприятий Татарстана. В нем приняли участие представители республиканских министерств и ведомств, Федерации профсоюзов, Торгово-промышленной палаты, Управления Федеральной миграционной службы по РТ, специалисты исполкомов семнадцати районов Закамья.


Открывая совещание, министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин напомнил о задачах, поставленных Президентом Минтимером Шаймиевым перед вновь образованным министерством. Как обеспечить наращивание экономического потенциала Татарстана с учетом неблагоприятно складывающейся в регионе и стране в целом демографической ситуации? Что надо сделать, чтобы молодежь осваивала не только модные, но и востребованные на рынке труда профессии? Почему работодатели нанимают мигрантов, а местное население ездит на заработки за тридевять земель? И способна ли устранить асимметрию в социально-экономическом развитии районов республики так называемая маятниковая миграция трудовых ресурсов? Кроме того, необходимо сохранить село, где корни национальной культуры, не в ущерб показателям занятости его населения.


Сегодня этот снимок из недавнего прошлого, когда остановки главного конвейера КамАЗа были не редкостью, воспринимается как призыв к сотрудничеству между кадровыми службами крупных предприятий и госструктурами, решающими проблему занятостиСовместное предложение руководства Набережных Челнов и КамАЗа обсудить эти и другие вопросы с участием всех заинтересованных сторон, включая бизнес, оказалось как нельзя кстати. Проявлять инициативу муниципальные власти заставляет жизнь, объяснил коллегам свои действия мэр автограда Ильдар Халиков. Под угрозой невыполнения оказывается программа развития градообразующего предприятия. К 2010 году в городе может наступить кадровый голод, выражающийся в нехватке 36 тысяч человек. Уже сегодня совокупный дефицит рабочих рук по КамАЗу, ОАО “Северстальавто” и строительной отрасли превышает 5 тысяч человек. Стремительный рост объемов промышленного производства (за первую половину 2007 года он превысил 40 процентов) убеждает: проблема будет обостряться. Однако привлекать выходцев из стран СНГ, а тем более дальнего зарубежья для ее решения целесообразно только в крайнем случае, когда уже не останется внутренних ресурсов, подчеркнул Ильдар Халиков.


Айрат Шафигуллин был солидарен с позицией мэра. Внешняя безадресная трудовая миграция способна породить лишь социальную напряженность. Численность незанятого населения, включая учащихся, превышает в республике 600 тысяч человек, из них 107 тысяч активно ищут работу. Если дифференцировать данный показатель по территориям, картина получается достаточно пестрой. К муниципальным образованиям, в которых объем трудовых ресурсов соответствует имеющимся в наличии производительным силам, министр условно отнес лишь два – Бугульминский и Заинский. Остальные районы Закамья трудоизбыточны. За исключением Нижнекамского промышленного узла, Набережных Челнов и особой экономической зоны “Алабуга”.


Положение усугубляется из-за разбалансировки рынков труда и образовательных услуг. Ситуацию призваны исправить образовательные кластеры, созданные в республике в 14 основных областях экономики и социальной сфере. Они позволяют, в частности, повысить качество подготовки кадров за счет углубленной специализации профессиональных училищ и лицеев. Министр привел пример: в Елабужском районе есть учебное заведение машиностроительного профиля – ПУ №8, которое готовит станочников для ЕлАЗа, а также… поваров. Хотя в этом же районе имеется лицей №79, где выпуск кулинаров поставлен на поток.


Айрат Шафигуллин призвал руководителей Мамадышского, Кукморского и других районов шире развернуть (не без помощи, естественно, расположенных по соседству индустриальных гигантов) обучение сельской молодежи заводским специальностям, чтобы она могла, не покидая родных мест, использовать возможности для сезонного трудоустройства или по вахтовому методу в Нижнекамске, Набережных Челнах или Елабуге. Конечно, для этого потребуется продолжить развитие дорожной сети в республике.


Впрочем, уже сегодня КамАЗ из Менделеевска, Мензелинска, Заинска завозит на свои заводы автобусами до 600 человек, сообщил заместитель генерального директора компании по управлению персоналом Жамиль Тагиров.


Изменение тарифного соглашения в пользу молодых рабочих с низкими разрядами в акционерном обществе не решило до конца проблему комплектования производства рабочими специальностями. На 30 июня было 1800 вакансий. Далеко не все “клетки” заполнены и в штатном расписании технологов, конструкторов, менеджеров по качеству. К сожалению, рынок труда пока плохой помощник кадровой службы КамАЗа. Структура рынка такова, что всего 6 процентов его содержимого отвечают профилю компании. И только 8 процентов из этой маленькой толики специалистов ее устраивает.


– Если нет готовых работников, надо заняться переобучением имеющихся в районах избыточных трудовых ресурсов, – подал реплику мэр автограда. – На сайте КамАЗа не хватает регулярно обновляемой странички с перечнем вакансий. В районных центрах труда и занятости необходимо оформить стенды Кам-АЗа с информацией об уровне зарплаты на его предприятиях, о системе пассажирских транспортных перевозок, возможностях получения новой профессии. У сотрудников центров занятости должен быть прямой контакт с кадровыми службами автозавода.


– Нам бы тоже хотелось получать от министерства сводки о наличии трудовых ресурсов по районам республики, – в свою очередь высказал пожелание Жамиль Тагиров.


– Поэтому мы и хотим сегодня подписать с вами соглашение “О государственно-корпоративном партнерстве в области занятости населения РТ”, – подвел черту под обменом мнениями Айрат Шафигуллин.


Проблема правильного выстраивания коммуникаций с органами власти вышла на первый план и для компании “Северстальавто-ЕЛАБУГА”. Главный резидент ОЭЗ “Алабуга” столкнулся с трудностями при регистрации по месту нового жительства специалистов, приглашаемых из других субъектов Федерации. Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, они не стоят и выеденного яйца, если знать процедурные моменты, вытекающие из российского законодательства. То же самое касается привлечения в качестве консультантов менеджеров зарубежных компаний, которые будут обучать “аборигенов” современным технологиям управления.


Нам предстоит, напомнил руководитель департамента по персоналу компании “Север-стальавто-ЕЛАБУГА” Евгений Скрыпников, с нуля развернуть предприятие по сборке 75 тысяч коммерческих автомобилей “Фиат” в год. Для этого понадобится в течение 3-4 лет привлечь 2,5 тысячи человек, а с учетом локализации производства автокомпонентов – 5,5 тысячи человек. Для подготовки нужных специалистов в Елабуге создан филиал Камского автомеханического техникума, компания взяла на заметку талантливых дипломников ИНЭКО (КамПИ), сама создает обучающие программы для этого вуза.


Население Елабуги удвоится после того, как особая экономическая зона выйдет на проектную отметку. А значит, предстоит построить второй город с населением 80 тысяч человек с полным набором объектов соцкультбыта. Одному бизнесу без поддержки государства такую задачу не осилить, отметил Евгений Скрыпников.


Совещание завершилось подписанием министром труда, занятости и социальной защиты РТ Айратом Шафигуллиным с тремя предприятиями – КамАЗом, компанией “Северстальавто-ЕЛАБУГА” и ОАО “ПО “ЕлАЗ” соглашений “О государственно-корпоративном партнерстве в области занятости населения РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще