Предварительный диагноз

Итоги проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на укрепление материально-технической базы служб первичной медико-санитарной помощи в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”, были обсуждены на недавней коллегии Счетной палаты РТ.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Итоги проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на укрепление материально-технической базы служб первичной медико-санитарной помощи в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”, были обсуждены на недавней коллегии Счетной палаты РТ.


Как было сообщено, нарушений проверяющие выявили аж на восемьдесят миллионов рублей. Часть из них – на сумму чуть более семи миллионов – устранена в ходе проверки.


Контрольное мероприятие проводилось по четырем направлениям. Первое касалось оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений. Установлено, что на начало прошлого года износ диагностического оборудования в медицинских учреждениях республики составлял 65 процентов. За счет федеральных средств получена 261 единица оборудования на 203 млн. рублей. Однако реальная потребность в оборудовании куда выше. Например, в Тюлячинской ЦРБ рентгеновскому аппарату пошел уже… тридцать третий год, а его казанским “коллегам” из поликлиник №№18 и 21 – по тридцать лет исполнилось. И это, напомним, при сроке полезного использования подобной аппаратуры в семь лет!


На момент проверки все положенное по квоте диагностическое оборудование поставлено и установлено. Однако средств на демонтаж изношенного и монтаж нового оборудования в сметах некоторых медучреждений не планировалось, и в результате произведенные расходы до настоящего времени числятся в составе кредиторской задолженности.


Но и полученное оборудование, к сожалению, не везде используется рационально. Например, поликлиниками Муслюмовской, Азнакаевской и Мамадышской центральных районных больниц с начала эксплуатации рентген-аппаратов в среднем в день проводятся 3-4 обследования, тогда как восемнадцатой казанской поликлиникой – 47. Существенно отличается количество проведенных исследований и на лабораторном оборудовании. Допустим, если поликлиникой Елабуги осуществляется обычно 726 анализов в день, то поликлиникой детской больницы №1 Казани – лишь 30.


Или еще пример. Для эксплуатации поставленной модели маммографа необходимо дополнительное оборудование, национальным проектом не предусмотренное. Выход медики нашли, подключив к новейшему аппарату вспомогательное оборудование от рентген-аппарата, используя к тому же для обследований и расходные материалы от последнего. В итоге маммограф не дает результатов той точности, на которые рассчитан. К тому же при пропускной способности маммографа в двенадцать человек за один рабочий день проводится исследование не более шести пациенток.


Магнитно-резонансный томограф стоимостью более семи миллионов рублей, приобретенный по республиканской целевой программе обеспечения медицинских учреждений республики, вообще передан казанскому вузу федерального подчинения. По настоянию проверяющей стороны специалистами министерства была проведена работа по восстановлению имущественных прав республики и томограф перемещен в одну из поликлиник Казани.


Требует замены и парк машин “скорой помощи”. На начало прошлого года без малого восемьдесят процентов таких авто уже подлежали списанию. Сегодня медицинский автопарк обновлен на шестьдесят процентов, благодаря этому время ожидания пациентами бригад скорой медицинской помощи сократилось в среднем до десяти минут. Конечно, дареному коню в зубы смотреть не полагается, однако у медиков все же есть нарекания в адрес полученных машин. Так, электрокардиографы не работают при включенном двигателе автомобиля, в спецавто нет дозаторов для введения лекарственных средств и кресел-каталок для сидячих больных.


Федеральное финансирование по иммунизации населения в рамках национального календаря прививок составило 97,9 миллиона рублей. Татарстанская заявка Роспотребнадзором была существенно сокращена, несмотря на полную ее обоснованность. Например, в заявке указывалась потребность в вакцине против краснухи – 43 тысячи доз, фактически же поставлено всего 30 тысяч. В течение 2006 года без согласования с министерством вносились изменения номенклатуры, объемов и сроков поставки иммунобиологических препаратов. К тому же даже полученную вакцину в ГУП “Таттехмедфарм” хранят в холодильных камерах 1994 года выпуска. Хотя допустимый срок эксплуатации таких холодильных камер не превышает десяти лет, так что в любой момент холодильники могут “забастовать”, дав сбой температурного режима. И тогда вакцины станут непригодны для использования…


Не хватает и средств для оказания высокотехнологичной медпомощи населению. Так, финансирование Республиканской клинической больницы составляет 64 процента от расчетной потребности для оказания такого вида медицинских услуг, Казанский онкологический диспансер обеспечен на 29 процентов. Из-за отсутствия достаточного финансирования в онкодиспансере одноразовые интубационные трубки используются минимум 8-10 раз.


В 2006 году высокотехнологичную медицинскую помощь в республике получили около девяти тысяч человек. Их число увеличилось в РКБ, ДРКБ и МКДЦ. Вместе с тем плановые показатели онкологического диспансера на 2007 год в связи с увеличением стоимости дорогостоящих медицинских препаратов при неизменившихся объемах финансирования уменьшились в шесть раз (2006 год – 3006 человек, план 2007 года – 506 человек).


Как сообщил аудитор Счетной палаты Ильнур Мубараков, по итогам контрольного мероприятия подготовлен отчет для Государственного Совета РТ, акт проверки направлен в Прокуратуру республики. Кроме того, для принятия мер к устранению выявленных нарушений направлено представление министру здравоохранения РТ.


Информация о фактах нарушения законодательства в сфере размещения государственного заказа направлена также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще