“Черное золото №2”
Есть ли “жизнь после нефти”? На рубеже 3-миллиардной тонны “черного золота”, добытого в Татарстане за 60 лет, этот заботящий широкие круги общественности вопрос все чаще звучит на самых высоких форумах в Татарстане. Ответ на него можно сформулировать в виде лозунга: “Сегодняшние нефтедоллары – в завтрашние инновации!”. Но хорошо бы и продлить подольше эту сравнительно безбедную жизнь за счет недр. Поэтому руководство республики обратилось к теме “черного золота номер 2”, как иногда называют природные битумы (ПБ). Огромные их запасы (до 7 млрд. тонн) имеются в Татарстане – это треть всего объема российских залежей данного вида пока еще не востребованного, но ценнейшего сырья.
Президент Минтимер Шаймиев назвал освоение ПБ одним из кластерных направлений развития экономики и рекомендовал нефтяникам искать подступы к этой “колоссальной незапряженной энергии”. Сейчас “Татнефть” первой в России готовится совершить технологический прорыв к этому “бегемоту в болоте недр”. Дело это дорогостоящее и трудоемкое. На Ашальчинском месторождении компания шаг за шагом идет в глубь битумного болота.
Признанным авторитетом по битумам является Канада. Недавно в Казани под эгидой Европейского банка реконструкции и развития состоялся татарстано-канадский семинар по добыче и переработке ПБ. Главный геолог “Татнефти” Раис Хисамов сообщил, что компания, не имея специального оборудования, пробурила пару горизонтальных скважин (одна – для нагнетания пара, другая – для отбора сырья) и завершает бурение второй пары. Но “Татнефть” нуждается в специальных технологиях и поэтому намерена привлечь стратегического партнера.
Но это – первая проблема. Когда она будет решена в промышленных масштабах, встанет вторая – что делать с сырьем, которого к 2020 году в Татарстане планируется добывать минимум 1,5 млн. тонн в год? По этому поводу госсоветник при Президенте Татарстана по вопросам недропользования, нефти и газа Ренат Муслимов сделал заявление, заинтриговавшее канадцев. Оказывается, казанские ученые нашли ответ на этот вопрос, разработав так называемую сольвентную технологию. Она сейчас испытывается в лабораторных и полевых условиях. Сравнительно небольшая установка разделяет битум на легкую нефть и тяжелую. Первая, выход которой составляет 60 процентов, может быть направлена в трубопроводы, а вторая, в которой остается большая часть серы и металлов, будет использоваться для производства высококачественного дорожного битума. Данная технология, уверен Ренат Муслимов, позволит решить проблему использования ПБ.
Как избавиться от извечной российской беды
Как появилась эта, не имеющая мировых аналогов, технология? Ее автором является проректор Казанского государственного технологического университета доктор технических наук Исмагил Хуснутдинов. Будучи 23-летним ассистентом КХТИ, он получил хоздоговорное задание разделить методом ректификации природный битум. После долгих бдений возле коптящего и пыхтящего прибора Хуснутдинов понял, что традиционные методы здесь неэффективны. А его коньком были экстракционные методы (разделение с помощью растворителя). Опробовал и получил обнадеживающие результаты! Долгих 15 лет шла проработка фактического материала, по ходу защищены четыре кандидатские диссертации, а сам Исмагил Шакирович стал доктором наук. К работе подключился Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья.
Первым интерес к разработке проявило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. Последовал доклад на заседании научно-технического совета данного ведомства. Для избавления от извечной российской беды был предложен высококачественный материал как один из продуктов будущей установки. Лабораторные испытания подтвердили его преимущества, а качество уже оценили дорожники. Предполагается, что с таким материалом дорожное полотно будет служить не 3 года, как в России, а 10 – 12 лет – как на Западе. НТС рекомендовал ускорить внедрение этой технологии. Но коллектив разработчиков решил не торопиться, а опробовать ее на пилотной установке.
Идея была поддержана Инвестиционно-венчурным фондом РТ, попечительский совет которого возглавляет Премьер-министр Рустам Минниханов. Хуснутдинова поразило, как дотошно специалисты ИВФ отнеслись к изучению проекта: “Вывернули наизнанку!” Стало понятно, что в этой организации зря деньгами не разбрасываются. Около года проводились экспертизы, в том числе у конкурирующих организаций. В результате фонд принял решение выделить 25 млн. рублей на создание пилотной установки. Из этих денег существенная сумма будет освоена в КГТУ, что станет подспорьем для научной деятельности в стенах этого вуза. Да и сама установка производительностью до 200 тонн переработки сырья в год будет сооружена на полигоне КГТУ в Высокогорском районе.
Конкуренты не дремлют
Итак, что же представляет собой ноу-хау казанских ученых, применение которого может кардинально продвинуть проблему использования ПБ, а заодно и качества дорог?
– Мы – прямые конкуренты американским, французским, канадским компаниям, которые рвутся на российский рынок со своими лицензиями, – говорит Исмагил Хуснутдинов. – Их установки сложны и очень дороги – около 4 млрд. долларов, при этом требуют больших объемов сырья. Наша же будет простейшей, ее можно ставить в любом месте без особой инфраструктуры. А это особенно важно, так как транспортировка сырья очень затруднена, да и залежи в Татарстане являются мелкими и рассеяны на сравнительно большой территории. Мощность установки может варьировать от 40 тысяч до 2 млн. тонн переработки битумов.
Четверть продукции (асфальтит) пойдет в дорожный битум, остальное (деасфальтизат) сопоставимо с карбоновой нефтью. Эта технология может использоваться также для разделения мазутов и гудронов, которые образуются на НПЗ при переработке нефти. С учетом увеличения доли тяжелых карбоновых нефтей в Татарстане сольвентная технология позволяет увеличить глубину переработки нефти. Есть еще перспектива с помощью этой технологии выделять из ПБ концентраты таких ценных металлов, как ванадий, никель. Они содержатся в битумах в тех же пропорциях, что и в руде. Из преимуществ можно назвать еще низкую энергозатратность и экологичность установки.
Такой завод будет стоить в пределах 700 млн. – 1 млрд. рублей (не долларов!). А ключ технологии – в оригинальном способе применения растворителя. Проект уже стал золотым призером Всемирного салона инноваций, научных исследований и новых технологий “Брюссель-Эврика-2006”, а также серебряным призером прошедшего в 2006 году в Москве VI Международного салона инноваций.
В случае успеха авторы проекта рассчитывают тиражировать лицензию, используя при этом пилотную установку как лабораторию для апробирования сырья, которое намерены перерабатывать потенциальные покупатели. Заинтересованность в приобретении этой технологии уже выразили Казахстан и Иран.
Опыт контактов казанских ученых с зарубежными коллегами показал, что западные научные центры проявляют серьезный интерес к подобным технологиям. Например, в Институте нефти Франции, где на исследования выделяется 1 млн. евро в расчете на одного специалиста в год (вот это государственный подход!), уже наслышаны о работе казанских ученых. Вопрос – кто первый внедрит все это в практику?