Известный в Татарстане и за его пределами человек, Асхат Галимзянов, подарил по автобусу Верхнеуслонскому дому-интернату для престарелых и инвалидов и Казанскому центру обслуживания населения. Здесь 28 апреля собрались пожилые и инвалиды, сотрудники центра, журналисты и даже дети из Дворца творчества юных.
– Автобус – это то, что нам надо, – говорит директор центра Татьяна Никитина (на снимке справа). – Многие наши старики в силу немощи привязаны к своим кроватям, а теперь будут иметь возможность посещать мечети и соборы, совершать экскурсионные поездки, да и в театрах бывать. Наши театры предоставляют им право бесплатного просмотра спектаклей, – начало в 18 часов, а как обратно добираться? Теперь этих проблем не будет. Составим расписание и будем путешествовать – по городу и республике.
Пока Асхат Галимзянович ехал из Верхнего Услона в Казань, публика в ожидании церемонии дарения разглядывала новенький желтый автобус “КАВЗ”, украшенный воздушными шарами, обсуждала его достоинства: даже кондиционер есть, а также микрофон, надежно укрепленные этажерки – за подносы с дорожными бутербродами можно быть спокойными. “По-человечески сделан автобус”, – позже скажет Галимзянов.
Он начал благотворительную деятельность еще в 1970-х годах, работая возчиком в одном из казанских магазинов. В регламентированный советский режим она не вписывалась. В человеческие представления, увы, тоже. Немногие с ходу понимали, почему деньги в системе ценностей Асхата Галимзянова отсутствуют. Как это? Наверняка должны быть мотивы… Корыстные мотивы искали, но не находили – Галимзянов денег-то, заработанных на выращивании скота и продаже мяса, и в руках не держал – перечислял детским домам, семьям с приемными детьми, больницам. Сам жил на скромную зарплату возчика. А в гор-исполкоме тем временем папка с документами “А. Галимзянов, дело № 2891” росла и пухла. Проверяли со всех сторон проверяльщики всех мастей – и ОБХСС, и санэпидемнадзор, и городские власти. Ограничивали в количестве голов скота, которые он мог содержать, письменно предупреждали о сносе дома и свинофермы, которые возвел “без разрешения”. А как разрешить-то? Не было таких инструкций. Это вам не 2007 год с его Законом о благотворительной деятельности…
– Асхат Галимзянович, в прежние времена трудно было делать добро, не то что нынче, в Год благотворительности?
– А я свой народ любил и сейчас, и тогда одинаково. Все равно, разрешено или нет, животных держал, людям помогал, хоть Советский Союз, хоть Россия. Я живу, чтобы делать добро. Конечно, Президенту, всем министрам большое спасибо: волю дали тем, кто работает, не пьянствует, не наркоманствует. Дорога для добрых дел открыта.
– Тяжелейший труд – содержать крупный рогатый скот, свиней, да еще в городских условиях: и убрать из-под них, и накормить. Говорят, чужие рабочие руки вы не используете? Как сил хватает, времени?
– Один раз в жизни я полмесяца провел в санатории “Васильево”, четыре-пять раз в жизни долго спал – до восьми утра.
А Галимзянову уже 72-й год пошел. Кстати, столько же автомобилей он передарил за свою жизнь. Ну что тут скажешь? Потрясающе.
Многие ломали голову над “феноменом” Галимзянова. Ну хоть что-то да должно лежать в основе этой деятельности неальтруистическое? Почему-то мы твердо верим, что добра в чистом виде на свете быть не может.
Называли Галимзянова “скрытым кулаком”, высказывали предположение, что замаливает он таким образом какие-то грехи. Версии оказались несостоятельными. Тогда, может, тщеславие? Ведь должны же добрые поступки основываться хотя бы на мелком тщеславии…
Очевидно, что даже крупное тщеславие давно бы треснуло под такой громадой физического труда ради других. Просто на свете всегда были и есть великие гуманисты: например, Альберт Швейцер, Федор Гааз. Татарстанский труженик Асхат Галимзянов из их породы. Из породы людей, доказывающих, что можно смотреть на ближнего своего как на самого себя, что жить достойно трудно, но возможно – в любую эпоху и при любом режиме. Думается, именно такой человек живет среди нас. И, пока живет, хорошо бы прислушаться к его мнению о том, “как нам обустроить Россию”. Удивительно простые и убедительные вещи высказывает он на этот счет. Убедительные даже не потому, что чрезвычайно здравые, а еще потому, что сам-то он свою жизнь сумел обустроить наилучшим образом, а было у него возможностей для этого ничуть не больше, чем у миллионов сограждан, скатившихся в нищету. Человек с восемью классами образования, переживший войну и голод, без протекций и поддержки сильных мира сего. Если и было у него преимущество перед большинством, то одно: жить не так, как разрешают, а так, как следует жить человеку -трудиться и делать добро. “Ведь это же приятно”, – говорит Асхат Галимзянович.