12 августа 2022

Ошибки прошлого, просчеты настоящего

Опубликовано: 10.04.2007 0:00

«Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика». Это чуть измененное изречение немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, которое некоторые приписывают Сталину, думается, наиболее верно определяет отношение человека, живущего в наш век информации, к сообщениям о людских трагедиях.


Мы испытываем большие душевные муки, услышав о тонущих моряках, о жертвах терроризма, землетрясений, о погибших в забоях шахтерах, но как бы свыклись с тем, что на улицах городов и автодорогах ежедневно, ежечасно уходят из жизни десятки и сотни наших сограждан. Информация о людских потерях в дорожно-транспортных происшествиях стала неким привычным фоном, сопровождающим нашу повседневную жизнь. А между тем гибель в ДТП уже превратилась в явление, крайне негативно влияющее даже на демографическую ситуацию в стране, которая и без того не радует.


Циничным языком арифметики

Общие цифры смертности на наших дорогах красноречивы: в прошлом году в стране погибло 32 тысячи 724 человека и более четверти миллиона — 285 тысяч 362 — были ранены. «У нас на дорогах каждый год гибнет тысяча детей! По сути дела, в стране каждый год просто исчезает одна большая школа», — говорил в своем недавнем интервью «Независимой газете» глава МВД России Рашид Нургалиев. Ситуацию, когда в стране почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях, оценил как «ужасную» и Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию еще два года назад.


В Татарстане в прошлом году в ДТП погибло 754 и получили ранения 9016 человек. И большую часть, почти 44 процента всех погибших, или 330 человек, составляют пешеходы.


Перейдя на, казалось бы, достаточно циничный в такой ситуации язык арифметики, применяя который, только и можно выявить какие-то тенденции, приходишь к пониманию, что проблема гибели пешеходов под колесами автомобилей в разных городах республики кажется примерно одинаковой лишь на первый взгляд.


Согласно расчетам, основанным на статистических данных, которые предоставила пресс-служба Управления ГИБДД республики, на каждые 100 тысяч населения в Казани в результате наездов автомобилей в прошлом году погибло 8,6 человека. В Набережных Челнах — 8, в Нижнекамске — 8,8. Цифры вроде бы близкие. Но при этом в столице республики ранения и увечья от наездов машин получили 134 человека на 100 тысяч жителей, а в автограде лишь 82, в Нижнекамске — 80. Вывод очевиден — на скоростных и более-менее удобных челнинских и нижнекамских дорогах скорость движения довольно высокая, следовательно, самих аварий происходит меньше, но их тяжесть при этом большая.


В Казани же все наоборот — транспорт движется значительно медленнее, но даже при этом автомобилисты умудряются наезжать на пешеходов более чем в полтора раза(!) чаще, чем их челнинские и нижнекамские коллеги. Причем не в абсолютных цифрах, а в расчете на тысячу населения. И на причинах этого явления в столице республики стоит остановиться подробнее.


Прежде чем решать проблему, ее надо осознать

Ситуация с организацией дорожного движения, частью которого является безопасность пешеходов, в Казани действительно значительно отличается от других городов. И, увы, не в лучшую сторону.


«Здесь целый комплекс проблем и вопросов, которые образуют замкнутый круг. И ситуация с безопасностью дорожного движения, в том числе с безопасностью пешеходов, не имеет какого-то единственного решения, с помощью которого можно было бы моментально поправить дело», — говорит заместитель начальника Управления ГИБДД республики Масхут Мифтахов. «Дело в том, что в Казани нет той структуры, которая была бы центром сбора информации и на ее основе занималась исследованием и анализом транспортных проблем в городе, планировала развитие дорожной сети, инфраструктуры, новых подходов к организации всего движения, то есть была бы главным мозговым центром, — считает Мифтахов. — А сейчас у семи нянек дитя без глазу. ГАИ пытается обеспечить безопасность в заданных условиях (а условия эти сами видите, какие), чем-то занимается Минтранс республики, часть функций — у городского комитета по транспорту и связи… У каждой структуры свои задачи, своя отчетность, а стратегии развития автомобильного движения в городе в целом нет». Между тем, по словам Масхута Мифтахова, сейчас в Казани на тысячу жителей приходится менее 200 машин. В развитых же странах эта цифра составляет 500 — 700 автомобилей, и мы уверенно стремимся к тому же — только за прошлый год в Казани прибавилось 30 тысяч легковушек. А это (в городе уже существует более чем 180 тысяч машин) означает одно — через три-четыре года столица республики, особенно ее центр, из-за пробок попросту «встанет».


Отсутствие продуманной стратегии развития транспортной системы города указывает на то, что проблема явно до конца не осознана.


Забота о пешеходах растворяется на стадии строительства

Что же касается безопасности пешеходов, то она тоже зависит от перегруженности улиц транспортом. Но далеко не только от этого. Причин много. Начиная с того, что за последние годы резко уменьшился средний возраст водителей (если в 80-х годах он составлял 45 лет, то сейчас — 25), заканчивая тем, что штрафы за многие нарушения ПДД сегодня таковы, что для многих состоятельных людей являются чисто символическими, и такие водители осознанно ведут себя на городских улицах как на ралли. Необходимо признать, что значительная часть трагедий происходит и по вине самих пешеходов, когда они умышленно идут на нарушение правил. Но бесспорно и то, что часто люди поставлены в условия, когда соблюсти правила или крайне сложно, или невозможно из-за неразвитости инфраструктуры. И в этой связи ситуацию, которая сложилась сегодня в Казани с безопасностью пешеходов, можно назвать критической.


В городе-«миллионнике» насчитывается лишь 13 подземных переходов — это на тысячу жителей в 5,5 раза меньше, чем в Челнах, имеющих 34 таких сооружения. Все это принято объяснять тем, что Казань — город старый и такое положение дел вполне закономерно, но эти объяснения — больше от лукавого. Новые микрорайоны, в которых и гибнет сегодня больше всего пешеходов, строились в то же время или даже позднее, чем Набережные Челны. Подземные переходы проектами предусматривались. Однако по каким-то загадочным причинам исчезали на стадии строительства. Хотя сделать их сразу при прокладке дороги было бы на порядок легче, чем рыть тоннели сейчас, по «живому» городу. Но кто-то посчитал, что эти «излишества» нам не нужны, работы удешевились и сократились по времени. А в наши дни мы пожинаем скорбные плоды того «новаторства».


Но самое печальное, что опыт 70 — 80-х годов ничему не научил, и сегодня, расширяя старые и строя новые дороги, о безопасности пешеходов также не думают. Как иначе объяснить отсутствие элементарных островков безопасности или разделительных полос для пешеходов на большинстве широких и забитых транспортом улиц в новых районах Казани? Или прокладку трамвайных путей по-старинке, между двумя полосами движения, когда пассажир, выходя из вагона, ступает прямиком под колеса движущихся автомобилей? Ведь уже почти четыре десятка лет существует опыт Челнов, где трамвайные линии проложены в стороне от дороги.


«На южной трассе при проектировании предусматривалось около 14 подземных переходов, что получилось в итоге — вы сами видите», — говорит заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения республиканской ГИБДД Владимир Мусин. А видим мы то, что на всей этой дороге построили недавно единственный переход, да и то надземный, забраться на который, скажем, женщина с коляской не сможет при всем желании.


Но главное, в чем мне признались сотрудники республиканской ГИБДД, было полной неожиданностью. Оказывается, они даже где-то в душе рады, когда автомобилистам приходится ездить по разбитым дорогам. Ведь именно в то время (конец марта, апрель), когда из-под снега вытаивают все рытвины и ухабы, резко сокращается количество смертей при наезде на пешеходов. Заметно же увеличивается число летальных исходов в сентябре-октябре, когда асфальт немного подлатают, а световой день начинает стремительно сокращаться. Тенденция эта проверена годами и навевает она, увы, мысли безрадостные.


С таким «багажом» в Европу не пустят

По инициативе Президента страны Владимира Путина недавно на государственном уровне была принята целевая программа, в результате реализации которой количество погибших на дорогах в России к 2012 году должно сократиться в 1,5 раза. Вместе с этим в последнее время самое серьезное внимание стало уделяться строительству и ремонту дорог. И есть основания полагать, что на эти цели вскоре будут выделяться значительные средства, а качество дорожного полотна станет лучше. Но парадокс в том, что, учитывая сегодняшнее удручающее состояние уличной инфраструктуры, в Казани это наложение двух программ может вызвать не уменьшение, а увеличение количества жертв от наездов. Такова неумолимая логика той печальной закономерности, что давно заметили в ГАИ.


Как следует из недавнего выступления мэра Казани Ильсура Метшина, в этом году в Казани сдадут в эксплуатацию подземный переход в поселке Залесном. Планируется построить еще шесть надземных переходов: около Республиканской клинической больницы, выставочного центра «Казанская ярмарка» и на Танковом кольце на Оренбургском тракте, два на проспекте Ямашева и еще один на проспекте Победы.Часть из этих сооружений (о степени их удобства для пешеходов уже упоминалось) планировали сделать очень давно, однако на финансирование работ всегда не хватало средств. Как будет в нынешнем году, сказать сложно, но даже при осуществлении всего задуманного это будет лишь каплей в море тех кричащих потребностей, недоделок и недочетов в инфраструктуре, которые существуют сегодня.


Чтобы по казанским улицам стало безопаснее передвигаться не только автомобилям, но и людям, нужен ввод не единиц, а десятков подземных переходов, необходимы разделительные полосы, островки безопасности, ограждения, «лежачие полицейские»… Да чего только не нужно…


Сейчас необходимо главное — осознание всей масштабности проблемы и принятие стратегического решения о кардинальном улучшении ситуации. Нужна продуманная программа, стратегия развития транспортной сети города с учетом того, что в нем, помимо автомобилей, есть и огромное количество пешеходов. Безусловно, все это потребует колоссальных денег, но первым условием их выделения в любом случае будет наличие четкого и понятного плана действий.


С таким же уровнем безопасности пешеходов, с такой культурой поведения водителей, с такой статистикой наездов на людей, которые существуют сегодня, Казань не может считаться полноценным европейским городом, к статусу которого столица республики в последние годы так стремится.

image_printРаспечатать

Автор статьи: ВОСКРЕСЕНСКИЙ Павел
Выпуск: № 66 (25922)


Добавить комментарий

11.08.2022

Цель проекта – чистая Волга

По республике до 2024 года общий объём финансирования оздоровления Волги составляет около 18 млрд рублей

Сумма, согласимся, немалая. Как расходуются эти деньги? Как федеральный проект «Оздоровление Волги» реализовать более эффективно? Разговор на эту тему состоялся на июльском заседании татарстанского парламента, завершающем весеннюю сессию.

1220
11.08.2022

Бюллетень ушёл в печать

13 августа в Татарстане, как и по всей стране, стартует этап предвыборной агитации в средствах массовой информации

Центризбирком Татарстана утвердил итоги состоявшейся 9 августа жеребьёвки по распределению бесплатного эфира в государственных телерадиокомпаниях и распорядился изготовить бюллетени на предстоящие довыборы в Госсовет республики.

1210
11.08.2022

Госархив получил второе дыхание

Более 30 процентов сотрудников Государственного архива Республики Татарстан – молодые люди в возрасте до 35 лет. Об этом факте сообщили журналистам во время пресс-тура, организованного руководством учреждения.

1370
11.08.2022

Помочь школьникам сможет любой желающий

Акцию «Помоги собраться в школу» запускает благотворительный фонд «Закят» Духовного управления мусульман республики.

1200
11.08.2022

Фестиваль для сладкоежек

Фестиваль сладостей состоится в субботу и воскресенье на Кремлёвской набережной в Казани. Кулинары покажут своё искусство в изготовлении карамели, мармелада, зефира, пирожных и других видов сладостей.

1260

Мнение

Татьяна АГЛЯМОВА, главный внештатный инфекционист управления здравоохранения мэрии Набережных Челнов:


Мы в преддверии новой большой волны коронавирусной инфекции. По данным ВОЗ, за последние две недели Россия заняла лидирующие позиции по числу новых случаев заболеваемости: плюс 165 процентов. Это самая большая величина в европейском регионе. И очень много тяжёлых осложнений при вроде бы легко протекающей болезни.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru