Сегодня в тысячах домов будут мыть окна, драить полы, наводить порядок во дворах и на лестничных площадках. Не только потому, что у православных скоро Пасха, а нынче – особый день Страстной недели, именуемый чистым четвергом. Сама весенняя погода побуждает всех татарстанцев и в городах, и на селе взяться за наведение порядка после зимы.
Вот и в столице с начала этой недели до конца мая будет проходить общегородской двухмесячник по санитарной очистке и благоустройству города. Жилищные службы проведут ямочный ремонт и очистят дороги, внутриквартальные и дворовые территории, выявят и устранят несанкционированные свалки. Кстати, только на ямочный ремонт дорог в этом году в Казани выделено 45 млн. рублей, к этой работе ежедневно привлекаются 38 бригад. Об этом на “деловом понедельнике” в мэрии доложил председатель столичного Комитета благоустройства и ЖКХ Андрей Егоров.
Благоустройством дорог в республике намерены заняться всерьез. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что нынче раньше обычного дорожники занялись так называемым ямочным ремонтом.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова, практически на месяц раньше, чем обычно, этой весной заработали асфальтобетонные заводы. Как правило, их “расконсервируют” после зимы в третьей декаде апреля, тогда как в этом году большинство из таких дорожных подразделений уже работает с конца марта.
Платные дороги в республике тоже, похоже, скоро станут реальностью. Как сказал на состоявшемся на днях брифинге Владимир Швецов, Правительство страны одобрило законопроект “О платных автомобильных дорогах”, подготовленный Минтрансом России. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом Татарстан вошел в пилотную тройку российских регионов, где за проезд по некоторым дорогам придется платить. Четыре платные автотрассы обойдутся Татарстану в 33 миллиарда рублей. Республика готова представить на комиссию при Инвестиционном фонде РФ проекты строительства автодорог “Шали – Сорочьи Горы с мостовым переходом через Каму”, “Алексеевское – Альметьевск” и две магистрали внутри Казани с выходом на федеральные трассы М-7 и М-5. Реализовать эти проекты Татарстан планирует к 2011 году за счет средств Инвестфонда и привлечения частного зарубежного капитала.
Но внимание будет уделено не только платным дорогам. По территории нашей республики проходят 1086 километров дорог федерального уровня, и 385 из них находятся в состоянии хронического недоремонта. Вместо положенных десяти лет некоторые такие трассы в неремонтируемом состоянии служат уже по третьему десятку. В прошлом году выделенных средств хватило на ремонт лишь 86 километров федеральных трасс, остальные ветшают день ото дня. Причем на деньги республиканского бюджета приводить в порядок федеральные трассы нельзя – не положено по закону. Но ведь ездят-то по ним и татарстанцы… В этом году предполагается отремонтировать как минимум 118 километров федеральных автотрасс. ” На эти километры деньги у нас есть”, – сказал Владимир Швецов. Однако для финансирования таких масштабных проектов, как, к примеру, реконструкция федеральной трассы М-7 “Волга”, нужны очень большие средства. Эти пятнадцать миллиардов рублей республиканский Минтранс рассчитывает привлечь из средств Инвестиционного фонда РТ. Дорога второй технической категории, рассчитанная на проезд двух с половиной тысяч автомобилей в сутки, на некоторых участках, например возле Набережных Челнов, уже существенно перегружена.
В виде субсидий на поддержание дорог территориального значения из федерального бюджета в республиканский поступит около двух миллиардов рублей, еще 100 миллионов рублей выделено на строительство и реконструкцию дорог федерального значения.
На дороги столицы республики предполагается выделить 1,4 миллиарда, а в целом в этом году на строительство, содержание и ремонт республиканских автотрасс будет направлено почти четыре с половиной миллиарда рублей.
В рамках республиканской программы по соединению сельских населенных пунктов с “большой землей” дороги с твердым покрытием будут проложены к 141 населенному пункту. За грядущие пять лет эта программа коснется 434 сельских населенных пунктов.