Знакомимся с правительством. “Электронным”

Отныне Правительство РТ открыто для своих граждан семь дней в неделю – без праздников и выходных, в круглосуточном режиме.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Отныне Правительство РТ открыто для своих граждан семь дней в неделю – без праздников и выходных, в круглосуточном режиме. Дело в том, что с ноября прошлого года начал работу интернет-портал Правительства Республики Татарстан (www.prav.tatar.ru), равного которому по уровню сервисных возможностей и наполняемости в Российской Федерации пока нет. Рассказать о том, какие реальные удобства это новшество предоставляет гражданам республики, мы попросили начальника информационно-аналитического отдела аппарата Кабинета Министров РТ, главного конструктора комплексного проекта “Электронное Правительство Республики Татарстан” Александра Юртаева.

– Создание интернет-портала Правительства республики преследовало несколько задач, – говорит он. – Первая связана с информационной открытостью органов исполнительной власти, то есть представлением в Интернете данных о работе Правительства, министерств, входящих в его состав, о решениях, принятых Правительством, постановлениях и распоряжениях, информации о мероприятиях. Сегодня татарстанское Правительство полностью открыто миру – ежедневно на портале обновляется информация по всем направлениям его деятельности. Пресс-конференции, брифинги, открытые заседания Правительства транслируются в режиме он-лайн.

Для обычного человека, пожалуй, более интересна практическая сторона дела. Так, например, зайдя через Интернет на наш портал, можно найти подробную информацию о работе всех министерств республики. Каждое из них имеет свой раздел – сайт, в котором содержится множество данных, начиная с расписания приемных дней министра и заканчивая телефонами всех подведомственных министерству организаций. Но только справочно-информационными сервисами портал не ограничивается. Например, пользователю предоставляется возможность отправить по электронной почте – через интернет-приемную – обращение к любому из госчиновников.

Причем мультисправочник с расширенными функциями – это только первый уровень работы. Второй, более сложный, – его называют “формулярным”, пока находится в работе. Однако уже сегодня на сайтах министерств выставлен ряд формуляров, с помощью которых граждане и представители бизнеса получают те или иные услуги.

В этом году планируем запуск в эксплуатацию сайтов всех ведомств и организаций при Правительстве республики.

На следующем этапе развития “электронного правительства” – с запуском онлайновых сервисов – можно будет не только выписать газету, журнал или, допустим, найти и заполнить квитанцию об уплате за квартиру, но и внести квартплату, не отходя от компьютера. Пожалуй, мало найдется людей, которым нравится стоять в очередях, чтобы заплатить за телефон или за газ, так что удобство налицо. Данный этап внедрения “электронного правительства” проектируется и апробируется в настоящее время, однако на пути полномасштабного внедрения нужно будет решить целый комплекс сложных задач. Ведь предстоит связать в один функциональный узел множество организаций – от министерств до банков.

– Во многих странах Европы и США это действительно норма. Но вот насколько готово к этому наше население? Непривычно…

– Думаю, особых сложностей не будет. К удобствам привыкаешь быстро. Припомните: на освоение факса россиянам потребовалось год-полтора, а практически мгновенное освоение мобильной связи слегка тормозила разве что дороговизна аппаратов. Как только мобильные телефоны по цене стали доступны основной массе населения, так они зазвенели и в трамваях, и в маршрутках, и у бабушек на скамейках возле подъездов.

– И все же сложно представить себе бабушку из дальнего села, пишущую на компьютере письмо Премьер-министру…

– Обращений в интернет-приемную у нас с каждым днем все больше. В том числе и от пенсионеров, и из самых отдаленных сельских уголков республики. И совсем не обязательно бабушке осваивать компьютер – грамотный в этом плане внук под диктовку напишет и отправит ее обращение. Ведь важен не способ, а результат. А удобство обращений в госструктуры через интернет-приемную налицо. Во-первых, у написавшего есть возможность отследить путь своего послания чуть ли не по минутам – все “остановки” в инстанциях строго фиксируются. Таким образом, не надо обивать пороги учреждений или звонить по телефону, чтобы выяснить, у кого на рассмотрении сейчас находится ваше обращение, – об этом вам расскажет компьютер. А во-вторых, практика показывает, что ответ на вопрос, заданный с использованием инфокоммуникационных технологий, респондент получает быстрее, чем по обычной почте.

Пишут из Германии, Франции, Австрии, из стран СНГ. С отзывами о качестве интернет-портала и из чисто практических соображений. Например, владелец фирмы из Польши интересуется, на каких условиях можно открыть в Татарстане торговое представительство, врач из Германии просит дать ему информацию относительно условий оформления визита в нашу республику, гражданин Белоруссии хотел бы учиться в татарстанской школе милиции и выясняет, на каких условиях это можно сделать. Крупная сельскохозяйственная фирма из Австрии предлагает поставлять Татарстану элитные породы крупного рогатого скота. Трудно охватить весь спектр обращений и предложений о сотрудничестве.

– На примере порталов каких стран строится “электронное правительство” Татарстана?

– Сразу оговорюсь: работа по созданию “электронного правительства” нашей республики находится еще на ранней стадии. Здесь мы используем опыт создания и функционирования “электронных правительств” во многих странах. Но вовсе не для того, чтобы скопировать их – это просто невозможно, потому что у каждой страны своя специфика. Ставим задачу изучить, как конкретно решаются в других странах задачи повышения эффективности деятельности самого правительства, повышения уровня информированности граждан и предоставления услуг посредством современных инфокоммуникационных технологий. Так что главное – это не просто формирование инфокоммуникационной оболочки “электронного правительства”, хотя и этот процесс достаточно сложен, а ее наполнение полезным для органов госуправления и граждан республики содержанием. Сейчас нам предстоит увеличение сервисных функций, возможностей, которые предоставляются как госчиновнику, так и любому гражданину республики. Есть ошибочное мнение, что информационные технологии “самотеком” идут за развитием общества и подгонять их не надо. Увы, из ниоткуда ничего не появляется. Информационные коммуникации – это инструмент, их можно использовать, но кабель не принесет вам новостей – их должен заложить в память компьютера человек. А татарстанцам могу сказать – грех не воспользоваться возможностями, предоставляемыми “электронным правительством”. Уверен, скоро это поймут все.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще