Дух захватывает, когда наблюдаешь, как тоннелепроходческий комплекс, преодолев последние метры подземной магистрали, опрокидывает в котлован пятнадцатиметровой глубины огромную грунтовую стену. И вот из земельного чрева появляется “лицо” мощного агрегата с нежным названием “Полина”. Его лопасти вращаются все медленнее и медленнее и наконец останавливаются. А из кабины щита выходят удовлетворенные метростроевцы, ведь главное для проходчика – увидеть свет в конце тоннеля. Значит, дело благополучно сделано…
Такую картину продемонстрировали вчера жителям Казани, Премьер-министру Рустаму Минниханову и столичному мэру Ильсуру Метшину – торжественно завершилась проходка тоннеля между станциями “Горки” и “Проспект Победы” Казанского метрополитена. Специалисты московской компании “Транстоннельстрой” за 18 месяцев с помощью двух тоннелепроходческих комплексов “Полина” и “Ольга” преодолели перегон длиною 1924 метра. Теперь генеральный подрядчик строительства метро – МУП “Казметрострой” может приступать к “облагораживанию” тоннеля, оснащению его электрооборудованием, прокладке рельсов и так далее.
– Еще полтора года назад было много разговоров о том, что после празднования тысячелетия Казани власти республики благополучно забудут о метро, – напомнил всем присутствовавшим на мероприятии Премьер-министр. – Однако начинается следующий этап в строительстве метрополитена. И к августу будущего года первых пассажиров примет станция “Проспект Победы”, а к декабрю 2009-го – “Козья Слобода”. Проблема транспортного обслуживания в городе очень остра, и без метро решить ее невозможно. Поэтому мы будем комплексно заниматься этим вопросом.
Ильсур Метшин, в свою очередь, добавил, что завершение проходки первого после тысячелетнего юбилея Казани перегонного тоннеля – это лучший подарок к 10-летию “Казметро-строя”. Высокие гости поблагодарили метростроевцев за их труд, поздравили их с десятой годовщиной строительства Казанского метрополитена, а передовиков производства отметили благодарственными письмами Кабинета Министров и мэра.
Начальник “Казметростроя” Марат Рахимов в беседе с журналистами сказал, что любая подземная работа – дело сложное и опасное. Но если другие перегонные участки отличались водянистым грунтом, то этот – песчаным, поэтому просадка почвы очень мешала проходческим работам. Кроме того, предстоит решить вопрос о переносе автомобильного движения с проспекта Победы, поскольку станция с аналогичным названием находится на пересечении с этой улицей. Кроме того, с данной территории нужно вынести газопровод, что весьма затратно и по деньгам, и по времени.
По словам главного метростроителя Казани, в прошлом году было пройдено 630 метров подземки, в планах нынешнего года – преодолеть более 2,2 километра, из них 1,6 – под дном Казанки, где пройдет тоннель, между станциями “Кремлевская” и “Козья Слобода”.
– То есть ежемесячно мы должны прокладывать в среднем 150 метров тоннеля, – уточнил он. – В советские времена по нормативу проходили один километр в год. Но современные технологии и техника позволяют ускоряться. Только за январь – февраль преодолели 357 метров. А для выполнения планового задания требуется около трех миллиардов рублей ежегодно. В прошлом году на строительство второй линии метрополитена было выделено 3,3 миллиарда рублей, из них 158 миллионов – из федеральной казны, 700 миллионов – из казанской, остальное – из республиканской. Но два миллиарда ушло на погашение долгов по первой линии (длиной около восьми километров с пятью станциями), запущенной к тысячелетию Казани. К сожалению, перебои в финансировании все же ощущаются – деньги выделяются нестабильно, поэтому случаются и простои в работе, и авралы…
Как сообщил Марат Рахимов, станция “Проспект Победы” будет олицетворять Победу нашего народа в Великой Отечественной войне: внутреннее пространство – колонного типа, в центре – полукруглый свод, украшенный светильниками в виде салюта. А что касается “Козьей Слободы”, сохранившей старинное название местечка, где расположена эта станция, то она будет сделана в стиле хай-тек – как и будущий суперсовременный новый микрорайон, который появится “сверху”, на правобережье Казанки. От “Козьей Слободы” в сторону реки пройдено 357 метров тоннеля, и сейчас тоннелепроходческий комплекс находится рядом с парком “Шурале”. Вскоре щит пойдет под дном реки на глубине шесть метров.
А ветку от станции “Проспект Победы” предполагается повернуть в сторону Азино.
– На очереди станции “Московский рынок” и “Вокзальная” (в районе улицы Воровского), – говорит руководитель “Казметростроя”. – Если Казань намерена принять Универсиаду 2013 года, к этому событию нужно готовиться всесторонне. Метро станет хорошим подспорьем к расширению транспортной системы столицы, обеспечению пропускной способности города. А вообще есть программа строительства метрополитена, в соответствии с которой к 2023 году нужно построить сеть из трех линий общей протяженностью 42 километра…
Чтобы выполнить масштабный проект и повысить рабо-тоспособность генерального подрядчика, в планах – акционирование ныне муниципального унитарного предприятия “Казметрострой”, что привлечет к нему капитал других инвесторов. Такое право его руководству предоставила на днях Казанская городская дума.