Спортивный маркетинг: начало пути?

Татарстан называют сегодня одним из самых спортивных регионов России.

Автор статьи: Александр МЕДВЕДЕВ

Татарстан называют сегодня одним из самых спортивных регионов России. Названия наших команд “Ак барс”, “Рубин”, “УНИКС”, “Динамо-Таттрансгаз” и других, фамилии их игроков – на слуху у российских болельщиков.


Разумеется, содержание таких суперкоманд – дело, мягко говоря, не дешевое. Более того, можно утверждать, что спорт в республике давно уже стал сферой, где оборачиваются большие финансовые средства. Вот только практика показывает, что клубы по игровым видам спорта, а речь пойдет именно о них, не научились пока сами зарабатывать деньги. Да и расходуют получаемые средства не всегда с умом. Причина же одна – отсутствие в клубах элементарных навыков работы на ниве спортивного маркетинга.


Заграница поможет…

В мире уже давно финансовая работа в спортивных клубах строится не по наитию, а по науке. И должность менеджера – одна из ключевых в достижении той или иной спортивной вершины. Пока же, имея слабое представление о том, что такое спортивный маркетинг, руководители наших клубов работают по старинке. А такой подход в основном предусматривает лишь расходование денег, поступающих от спонсоров и меценатов.


Удивительно, но приглашение зарубежных специалистов на работу с российскими командами в футболе, хоккее и баскетболе стало обычным делом. Как и игроков с иностранными паспортами. В масштабах страны на легионеров в разных видах спорта тратятся в год, как заявил руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов, 600 миллионов долларов. Уместно спросить: почему же, к примеру, клубы Российской хоккейной суперлиги, считающейся второй в мире после НХЛ, не в состоянии подготовить достойных игроков для нашей сборной, которая уже давно ничего серьезного не выигрывала? А возьмите баскетбол, где успехи российской сборной тоже очень и очень скромны? Ситуация и тут не лучше.


Что касается Татарстана, то, конечно, подсчитать, сколько в целом средств уходит на содержание всех спортивных клубов республики, непросто. Зато можно расписать статьи их расходов. И попытаться определить, какую часть средств они все-таки зарабатывают сами.


Доходы не покрывают расходов

Бюджет любого спортивного клуба составляют, как правило, средства спонсоров, выручка от продажи билетов, абонементов, реализации прав на телевизионную трансляцию, продажи атрибутики и сувениров, коммерческие проекты и средства, поступающие из госбюджета. Попробуем сравнить составляющие футбольного клуба “Рубин” (он относится к категории среднебюджетных в нашей стране, но реальная сумма годового бюджета никогда руководством не озвучивалась, и знает ее лишь узкий круг людей) со статьями бюджета среднего европейского клуба.


Взять, к примеру, коммерческие проекты. Если у нас они занимают в лучшем случае десятую часть от бюджета, то у европейских клубов – седьмую. Самая большая разница в реализации телевизионных прав. Если в Европе это приносит клубу в среднем около 7 млн. долларов в год, то у нас доход составляет около ста тысяч долларов.


Существенной выглядит и разница в доходах от продажи атрибутики. У наших клубов она настолько ничтожна, что ее даже можно не фиксировать отдельной строкой. В то время как даже средний европейский клуб зарабатывает на этом за год около 2,5 млн. долларов.


Доходы от продажи абонементов и входных билетов разнятся уже не столь существенно. Но и тут европейские клубы имеют преимущество, которое достигается большой стоимостью билетов. В России доход клуба от продажи билетов составляет около ста тысяч долларов, еще столько же поступает от реализации абонементов. В Европе эти цифры соответственно выглядят как 1,5 и 2 млн. долларов. Добавим к цифрам европейского клуба еще 5-6 млн., которые поступают от спонсоров, и получится совокупный доход клуба – примерно 21-22 млн. долларов.


Кто-то возразит: у того же “Рубина” бюджет не меньше. Согласен, вот только почти вся эта сумма – поступления от спонсоров, так как средства, поступавшие ранее клубам из бюджета, сейчас сведены до минимума. А сами клубы, как это ни прискорбно, средств для своего существования практически не зарабатывают.


Происходит это по двум, на мой взгляд, основным причинам. Во-первых, как уже было отмечено, из-за отсутствия профессионализма в управлении спортивными клубами как коммерческими организациями, а во-вторых, из-за того, что многие спортклубы чаще заняты решением внутренних организационных проблем и не ориентированы на потребителя спорта или спортивных услуг.


Богатые бедных не разумеют

Спортивные клубы республики по размеру бюджетов можно условно разделить на три категории – богатые, середнячки и бедные. Сразу оговоримся, что ни один татарстанский клуб никогда не предавал гласности свой реальный бюджет. А потому приходится приблизительно оценивать благосостояние того или иного коллектива.


К первой, самой обеспеченной категории относятся “Рубин”, “Ак барс” и “УНИКС”. Эта тройка по расходам явно опережает остальные клубы. Каждый из этой группы располагает современной спортивной базой, автомобильным парком, обслуживающим персоналом. Используется все это в основном для нужд команды. О коммерческой эксплуатации спортбазы или автомашин речи не идет. Даже концертная деятельность на базе спортсооружений, выручка от которой могла бы стать прибавкой к бюджету команды, находится в зачаточном состоянии.


Свое производство атрибутики у команд не налажено, а заказывать ее другим производителям с последующей реализацией, сами понимаете, дело не шибко прибыльное. Тем более что покупательская способность татарстанских фанатов не позволяет им каждый сезон приобретать по охапке клубных шарфов и по мешку бейсболок.


Вспоминаю десятилетней давности разговор с одним из функционеров клуба “Ак барс”. Тогда масштабы спонсорской помощи командам были скромнее, да и аппетиты у хоккеистов умереннее. На мой вопрос, почему клуб не занимается развитием своей торговой сети, не реализует какие-то другие коммерческие проекты, мне ответили вполне конкретно: нам бы деньги, что получаем из бюджета, освоить.


Сегодня так уже не ответят…


Далеко не золотая середина

Ко второй группе клубов – середнячкам – можно отнести такие, как “Динамо-Таттрансгаз”, “Синтез”, “Казаночка”, “КамАЗ”, с определенной оговоркой – “Нур”, “Ракета”, “Динамо” и “Казань-Ладья”. Получаются как бы две подгруппы. Если у представителей первой бюджеты заметно меньше, чем у “богатых” клубов, то вторая подгруппа отстает от них уже на несколько порядков. Правда, в “Нур” и “Ракету” пришли новые хозяева, которые, можно предположить, не потерпят пребывания своих команд на задворках турнирных таблиц, а это значит, что клубные инфраструктуры будут развиваться в сторону увеличения бюджетов и поиска дополнительных источников средств существования.


Если клубы, попавшие в группу “богатых”, пытаются еще каким-то образом заниматься выпуском атрибутики, то у середняков этот процесс пока не запущен. У “КамАЗа” вообще своя история. Это единственная профессиональная команда в огромном городе с богатыми спортивными традициями, а ее существование полностью зависит от благосостояния автогиганта. Надо помнить, что именно “КамАЗ” проторил Татарстану дорожку в высшую футбольную лигу. Были у клуба в свое время и кафе, и интернат для одаренных детей, и реализованные коммерческие проекты. Сейчас здесь также работают люди, стремящиеся экономно тратить выделяемые средства и пытающиеся зарабатывать сами. Но завоевать путевку в премьер-лигу автозаводцам будет очень сложно – бюджет клуба для этого необходимо увеличивать по сравнению с сегодняшним как минимум раза в два.


Все остальные клубы вниманием спонсоров обойдены, поддержкой меценатов не пользуются и существуют на личные пожертвования отдельных граждан. Сюда отнесем гандбольный “КАИ-Зилант”, две регбийные команды – “Стрелу” и “Энергию”. Запросы у них минимальные, средств со стороны они практически не получают, да и спрашивать с них за результат, по большому счету, никто не собирается. Остается только посочувствовать этим коллективам. Хотя те же игроки “Стрелы” могут, несмотря на юный возраст, похвастаться успехами как в чемпионате страны, где команда играла в финале Кубка России и завоевала серебряные медали, так и на международной арене, где спрос на них очень высокий.


Где же выход из положения?

Однозначного решения проблемы финансового состояния клубов нет. Можно, конечно, утешиться тем, что Татарстан называют сегодня одним из самых спортивных регионов. Но, во-первых, ситуация может и измениться, причем не в лучшую сторону. А во-вторых, всегда есть желание добиться большего по сравнению с тем, что имеешь сегодня. Но результат выступлений современных классных команд напрямую зависит от суммы средств, которой они располагают на улучшение спортивной базы, приобретение атрибутики, покупку спортсменов и т.д., и т.п. И чем стабильнее финансовая основа команды, тем устойчивее себя спортсмены чувствуют психологически, а значит, тем выше их результаты.


Стабильность эту надо обеспечивать. И в первую очередь, усиливать коммерческую составляющую деятельности клубов, чтобы они меньше зависели от спонсоров, не сидели на шее у государства. Диапазон решений этой проблемы широкий – от подбора в команды современных предприимчивых менеджеров до контроля со стороны спонсоров за разработкой и реализацией бизнес-планов спортклубов.


Надо бы сделать и так, чтобы бюджеты всех клубов были прозрачными, а суммы сделок, заключенных на трансферном рынке, становились достоянием общественности, как это уже давно делается в Европе и Америке. Тогда, возможно, и отдача спортсменов будет выше, да и функционеры клубов, прежде чем купить того или иного игрока, будут придирчивее взвешивать содержимое клубного кошелька и запросы игрока.


Надо учить руководителей грамотно решать юридические вопросы, чтобы заключивший контракт спортсмен, получив энную сумму денег, не мог, разорвав в одностороннем порядке соглашение, отбыть в дальние края, забыв о возврате неотработанного гонорара. А другой, за которого заплатили огромные деньги, не протирал штаны на лавке, проводя за сезон одну-две игры.


Выделяя огромные средства на содержание клубов, необходимо добиваться, чтобы они занимались в том числе и развитием детского и юношеского спорта, не забывали своих ветеранов. Тогда и отношение к ним в обществе будет соответствующим.


Пора руководителям и менеджерам клубов повернуться лицом к той категории населения, ради которой их команды играют, – к болельщикам. Ведь количество зрителей на трибунах стадионов и залов, уровень сервиса на матчах и то удовольствие, что они получат от игры, напрямую влияют на благосостояние клубов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще