Электрический транспорт себя не изживет

На прошедшей на днях пресс-конференции генеральный директор МУП “Метроэлектротранс” Асфан Галявов уверял журналистов в том, что электрический транспорт – самый надежный, экологически безвредный, выгодный и востребованный.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

На прошедшей на днях пресс-конференции генеральный директор МУП “Метроэлектротранс” Асфан Галявов уверял журналистов в том, что электрический транспорт – самый надежный, экологически безвредный, выгодный и востребованный. По его словам, трамваи и троллейбусы, идущие по улицам Казани пустыми, – это иллюзии. В прошлом году данные виды транспорта предпочли 43 процента от всех столичных пассажиров. А в метрополитене пассажиропоток растет ежедневно на один – два процента.


Как утверждает Асфан Галявов, трамвай за день работы приносит гораздо большую выручку, нежели крупный автобус, даже если в “рогатеньком” в определенные промежутки времени едет всего лишь с десяток человек. А во время недавних снегопадов, когда за несколько суток в городе выпала месячная норма осадков, вследствие чего движение автотранспорта было практически парализовано, трамваи худо-бедно, но упрямо передвигались. Если б еще автомашины не путались под их колесами – в цивилизованных странах автомобилистам и в голову не придет выезжать на трамвайные пути. В метро же в те обильные на снегопад дни выручка от проезда пассажиров возросла в полтора раза.


Объединились и пошли в гору

В начале прошлого года произошло слияние двух муниципальных унитарных предприятий – Казанского метрополитена и “Казгорэлектротранса”. В итоге появился крупнейший в Татарстане перевозчик “Метроэлектротранс” (МЭТ). Впервые в России создана организация, объединившая в своем составе наземный, подземный электротранспорт и даже небольшой автомобильный парк. За короткий срок была оптимизирована структура управления предприятием, объединены смежные службы, в результате на 12 процентов сократилась численность обслуживающего персонала и на 19 – инженерно-технических работников. Как следствие – за год общие расходы сократились на пять процентов, сэкономлено почти восемь процентов энергоресурсов.


Но главное – МЭТ вышел на безубыточное производство, вылез из “долговой ямы”, расплатился по налогам. По информации руководителя МЭТ, за минувший год перевезено свыше 82 млн. пассажиров, что на 7,6 процента больше по сравнению с позапрошлым годом. Рост пассажиропотока в метрополитене составил 16 процентов. Доходы от основной деятельности возросли на 13 процентов, достигнув 384 млн. рублей. Кроме того, на предприятии сформированы бригады, занимающиеся ремонтом трамвайных путей и троллейбусных линий и также участвующие в строительстве метро. От этой деятельности МЭТ получил дополнительный доход в 115 млн. рублей.


Старость не радость

Если Казанский метрополитен самый молодой и в техническом плане наиболее современный среди семи аналогичных предприятий страны, то наземный электротранспорт города – старейший в России, его возраст перевалил за 130 лет.


– Стыдно признаться, но трамвайные рельсы в Казани не просто старые, а еще и очень плохого качества, – констатирует Асфан Галявов. – В кризисные девяностые годы в России их перестали выпускать. Поэтому 15 лет назад было решено закупать у железнодорожников демонтированные “бэушные” рельсы, которые изначально имели дефекты, а при дальнейшей эксплуатации быстро изнашивались. Лишь в 2005 году у Центрального парка имени Горького проложили настоящие трамвайные рельсы.


По словам главы МЭТ, в минувшем году столичная мэрия и республиканское Правительство выделили средства на капремонт и строительство трамвайных путей и троллейбусных линий, благодаря чему удалось открыть несколько новых маршрутов. В планах текущего года с Ленинской дамбы до ДК химиков трамвайные пути убрать, а по Сибирскому Тракту, улице Тукая и Кировской дамбе – реконструировать. Освобождать от электротранспорта центральную часть Казани (улицы Карла Маркса, Пушкина и другие), как предлагалось ранее, не планируется, поскольку им активно пользуются студенты.


Помимо этого, будет сооружаться троллейбусная линия от Азино – мимо Международного конноспортивного комплекса – до центра города, что позволит пассажирам в несколько раз сократить время в пути между этими конечными пунктами. И наконец, электротранспортники намерены выполнить предвыборные обещания кандидатов в депутаты, которые уже лет десять “пускают” троллейбус по улицам Адоратского, Чуйкова до авторынка в Ново-Савиновском районе. Строительство данной линии планируется начать в нынешнем году и завершить в будущем.


– Однако все это требует увеличения и обновления машинного парка, который донельзя изношен, – признается Асфан Галямович. – Износ троллейбусного парка составляет 84 процента (147 из 248 машин можно с ходу списывать), трамвайного – 81. А новый транспорт не закупался очень давно. Но уже решено, что в этом году при финансовой помощи Правительства республики приобретем 30 троллейбусов и 20 трамваев.


Требуются рулевые

В 2005 году из-за финансовой нестабильности и низкой заработной платы из “Казгорэлектротранса” уволились многие водители наземного электрического транспорта. Благодаря тому, что в прошедшем году среднемесячная оплата труда на МЭТ увеличилась на 37 процентов и превысила 8700 рублей, удалось сохранить оставшийся водительский персонал. Тем не менее нехватка водителей ощущается и сегодня, а с расширением электротранспортного хозяйства потребность в них возрастет.


– Чтобы решить эту проблему, в прошлом году во всех районах Татарстана мы проводили целевые ярмарки вакансий, – рассказывает Асфан Галявов, – в результате чего пригласили на работу 62 водителя. Это позволило несколько сократить интервалы движения трамваев и троллейбусов, улучшить обслуживание пассажиров. Кроме того, в минувшем году открыли свой учебный центр, где ведется подготовка специалистов по 17 профессиям. И 270 человек направили на обучение в профтех-училище №59. В дополнение к государственной стипендии в 250 рублей мы доплачиваем своим курсантам по полторы тысячи в месяц, а за хорошую учебу и примерное поведение добавляем еще по 500 рублей. К тому же эти учащиеся бесплатно проживают в общежитии и пользуются нашим транспортом. Так что, надеюсь, в ближайшее время с дефицитом специалистов покончим.


Поезда на “автопилоте”

Дискуссии по поводу того, нужен в Казани метрополитен или нет, остались в прошлом: несмотря на скепсис недоброжелателей, подземка функционирует и приобретает все большую популярность. В прошлом году строительство метро продолжилось, причем нормальными темпами. Хотя финансировать возведение данного объекта изначально должны были на паритетных началах федеральный центр и Татарстан, однако эти почетные обязательства по большей части несет республика, которая в минувшем году из своей казны на реализацию проекта выделила свыше трех миллиардов рублей.


Как известно, сегодня функционирует ветка длиной около восьми километров с пятью станциями. В прошедшем году были выполнены работы по строительству второй очереди пускового комплекса Казанского метрополитена: вынесены инженерные коммуникации в районе шестой станции “Проспект Победы”, введен в строй благоустроенный пешеходный переход через железнодорожные пути на “Аметьево”, открыты вторые вестибюли на станциях “Габдулла Тукай” и “Кремлевская”.


Генеральный директор “Метроэлектротранса” сообщил, что на 15 марта назначено окончание проходки правого тысячеметрового тоннеля от станции “Горки” до “Проспекта Победы”. И при дальнейшем стабильном финансировании в конце текущего года “победоносная” станция, оформленная в соответствии со своим патриотическим названием, примет первых пассажиров. Тогда пассажиропоток сильно увеличится, а бюджет уменьшит расходы, компенсирующие эксплуатацию Казанского метрополитена. По данным руководства МЭТ, на этом прогоне применяются современные гидрозащитные композитные пути, позволяющие защитить не только тоннель от подземной влаги, но и поверхность от излишних шумов. Так что жители улицы Зорге, вдоль которой тянется ветка, по заверениям метростроителей, будут спать спокойно.


А в конце следующего года при благоприятных финансовых обстоятельствах введут в эксплуатацию и современную по декору станцию “Козья Слобода”, получившую такое название по одноименному старинному местному поселку. После того как она соединит оба берега Казанки, пассажиропоток повысится, по прогнозам экспертов, аж в 3,5 раза. На текущий день из 2,4 километра между “Козьей Слободой” и “Кремлевской” пройдено 150 метров.


– Тоннель между этими пунктами пройдет под дном реки, поскольку возведение наземных метроветок в Казани нецелесообразно, – говорит Асфан Галявов. – Стоимость строительства наземного и подземного тоннелей примерно одинакова. Но мало того что вагоны, функционирующие на поверхности, подвержены воздействию погодных условий (дождевым и снеговым осадкам, обледенению и жаре), так главное – они являются мощным источником шума. Кстати, в конце прошлого года было выполнено данное мной обещание – запущен первый поезд, управляемый не машинистом, а системой автоведения. Думаю, в нынешнем году таким “автопилотом” будут оснащены все поезда нашего метрополитена…


На вопрос корреспондента “РТ”, смогут ли обладатели единого социального билета, применяемого при поездках в общественном транспорте, пользоваться такими же льготами и в метрополитене, прозвучал положительный ответ. А вот смарт-жетоны на проезд в метро кодируются только на сутки, поэтому на следующий день турникет не сработает на такой проездной билет.


По поводу обозримой перспективы Асфан Галявов высказал уверенность, что к 2015 году первая линия метро будет построена, значит, жители Азино смогут быстро через весь город добираться до Авиастроительного района. Кроме того, в Казани, преимущественно в Кировском районе, запустят скоростные трамваи. Главное – были бы деньги…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще