Сначала о недавнем дорожном происшествии.
18 февраля в результате дорожной аварии в Альметьевском районе пострадали сразу девять человек. ДТП зафиксировано в десять утра на 228-м километре автодороги Казань – Оренбург. Автомобилем “ВАЗ – 21074” управлял водитель из Бавлинского района. Машина двигалась в направлении Казани. По предварительным данным, в условиях гололеда он превысил безопасную скорость, на спуске с горы выехал на полосу встречного движения, где и произошло столкновение его машины с автомобилем “ВАЗ-21112”. В результате ДТП пострадали девять человек, в том числе дети 1991 и 2000 годов рождения. Семеро из пострадавших с травмами различной степени тяжести были госпитализированы.
Подчеркнем: одним из главных факторов этого ДТП стал гололед. Водителю за превышение скорости, конечно, воздастся по заслугам. Но то, что езда по автотрассам между городами республики ввиду последних снегопадов сопряжена с серьезной опасностью и напоминает игру в рулетку (повезет – не повезет, доедешь – не доедешь), уже очевидно.
Дождались-таки своего профессионального праздника – так называемого Дня жестянщика специалисты нашего автосервиса! Нынче год для них был не слишком прибыльным, зато последняя февральская неделя с лихвой восполнила этот пробел: на “лечение” перед дверями авторемонтных мастерских выстроились длинные очереди побитых и помятых машин.
Однако, пожалуй, только жестянщиков и порадовала непогода. Тех же владельцев страховых агентств обилие выпавшего снега явно не привело в восторг. Да и сотрудникам ГИБДД пришлось практически ночевать на постах, чтобы как-то поддержать пусть хотя бы видимость порядка на дорогах, а телефоны дежурной части буквально раскалились от вызовов на аварии.
В столице республики снегопады превратились в настоящее стихийное бедствие. За несколько суток здесь выпала месячная норма осадков. В городе объявили план “Буран”. Для сравнения: в благополучном Лондоне на днях выпало осадков в три раза меньше, но мегаполис был парализован. У нас вроде бы обошлось…
Как нам сообщили в мэрии Казани, только за одни сутки снегопада на улицах города работало более трехсот единиц спецтехники, 120 самосвалов вывезли за пределы города за трое суток более 60 тысяч тонн снега.
А уж что творилось в эти дни на междугородных трассах, описанию вообще слабо поддается. Видимость по причине метели плохая, состояние дорожного полотна большинства республиканских дорог ниже всякой критики: на проезжей части – сугробы, опасные места – повороты, спуски – песком не посыпаются. Результат печальный: по данным ГИБДД, аварийность, например, на автодороге Казань – Набережные Челны резко возросла.
В минувшую пятницу валивший всю ночь снег быстро привел республиканские транспортные артерии к “париждакаровским” параметрам.
– С шести утра мы проехали в прошлую пятницу от Заинска до Казани по территории пяти районов, – сообщает наш собкор Гамира Гадельшина. – Только на пути до Камских Полян насчитали двенадцать машин, съехавших в кювет или уткнувшихся в сугробы.
При этом на всем пути до границы Алексеевского района не заметили ни одного транспортного средства дорожных служб. А ведь участки – один сложнее другого: что открытые поля у заинского села Верхние Шипки, что спуск у нижнекамских Ачей, где в прошлом году случилась серьезная авария с гибелью людей.
В этот раз на том же месте была пробка – на дороге застряли большегрузы. Растерянные водители кучковались, разглядывая голый лед на дорожном полотне. Ни песка тебе, никакого иного “удобства”. А уж дорога, что ведет через Камские Поляны, и вовсе стала опасной полосой препятствий. И без снега тут асфальтовое покрытие – беда для машин. Что уж говорить, когда на ней сплошные сугробы. Мне кажется, местные дорожники уже давно махнули рукой на те дороги, по которым сами ездят.
А может, собрать их с коллегами из Нижнекамска, Чистополя и Заинска и свозить после снегопадов на экскурсию в Алексеевский район – здесь-то дороги на загляденье, будто снегопады стороной его обошли. Ну хотя бы убедятся, что и зимой можно увидеть грунт обочины, если на совесть работать…
А вот что рассказал нам водитель “Мазды” Виктор Чернов:
– В прошлую пятницу вечером пришлось ехать в гости из Казани в Бугульму – день рождения тещи не отменишь даже по причине непогоды. Стаж у меня водительский немаленький – без малого двадцать лет за рулем. Но страху, откровенно скажу, мы натерпелись. Жена принялась было считать машины, которые в кювет снесло из-за гололеда. Два десятка насчитала, а потом, когда прямо перед нашими глазами, чудом не зацепив “Мазду”, зарылась носом в сугроб на обочине “девятка”, глаза закрыла и больше этой “статистикой” не занималась…
Больше всего жалоб на состояние оживленной трассы в Тукаевском, Нижнекамском и Заинском районах. Так, по словам диспетчера Казанского автовокзала Магиры Файзуллиной, дежурившей в прошлую пятницу, редкий автобус прибывал в тот день из этих мест без опоздания:
– К счастью, шестнадцатого февраля без аварий обошлось, но практически каждый автобус отставал от графика от получаса до двух часов. Особенно те, что следовали по направлению из Набережных Челнов. И объяснения водителей одинаковые – снежные заносы, пробки…
Вчера утром приехавший из Актюбинска водитель рейсового автобуса КПАТП-1 водитель Владимир Голованов рассказывает:
– По дороге из Актюбинска нам приходится проезжать и Оренбургскую область, и несколько районов республики. Так вот за державу, то есть за Татарстан, обидно, честное слово. В Оренбургской области дороги почищены, посыпаны, руль крутить приятно. Въезжаешь в Татарстан – и как будто климат другой. По республике много езжу, могу сказать: Мамадышский, Альметьевский районы – еще туда-сюда, а уж через Рыбнослободский пробираться – сплошной экстрим. За последние восемь лет не помню там посыпанной песком дороги. Хуже участка Казань – Набережные Челны вообще придумать трудно – ямы, ухабы, снег, гололед.
Мы по дороге еще с одной проблемой столкнулись – с качеством топлива. Похоже, летнюю солярку вместо зимней продают на заправках вдоль дороги, в том числе и на челнинской трассе. Или, во всяком случае, напополам разбавленную: заливаешь ее в бак, а она – как кефир. Мы сами с утра едва завели двигатель, а по дороге несколько большегрузов заметили – водители стоят, паяльной лампой баки разогревают. По дороге в Оренбург вообще десятка полтора кукующих “дальняков” насчитали. Так ведь и замерзнуть людям недолго…
Итак, напомним: за несколько дней на республику обрушилась месячная норма снега. Что и говорить, ситуация нештатная. Но на то и существуют специальные дорожные службы, чтобы именно в сложных ситуациях демонстрировать свою боеготовность и эффективность. Нынешний февраль выставил большинству из них оценку. Как вы думаете, какую?
P.S. Как нам сообщили в Главтатдортрансе, участок федеральной трассы М-7 “Волга” “Казань – Набережные Челны” обслуживают:
от 735 до 827 км – “Каздор-строй” (генеральный директор Равиль Гарипов);
от 827 до 1034 и от 1061 до 1166 км – “Татавтодор” (генеральный директор Ильдус Шайдуллин);
от 1034 до 1061 км – “Камдорстрой” (генеральный директор Юрий Кузьмин).