Как все-таки летит время! Кажется, совсем недавно в нашу жизнь вошло понятие “Общественная палата Татарстана”, и вот она уже подвела итоги своей работы за год. Это итоговое заседание осветили практически все республиканские СМИ, в том числе и наша газета. Отметив, что Общественная палата, в которую по представлению Президента и Госсовета вошли 50 авторитетных представителей общественности, уже сумела проявить себя в жизни Татарстана, и пресса, и телевидение все-таки ограничились общими оценками, уделив внимание прежде всего ходу дискуссии на заседании.
Между тем, коли речь идет об институте, стремящемся осуществлять прямую и обратную связь между властью и обществом, не менее интересны детали, та конкретика, которой были наполнены рабочие будни Общественной палаты. О них мы и беседовали с ее председателем Ильгизом Хайруллиным.
– Ильгиз Калимуллович, Законом “Об Общественной палате Республики Татарстан” определено, что ее основная цель – обеспечение открытого, гласного обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития республики. Да еще совершенствование механизма учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления. Ну и, конечно, содействие процессу формирования институтов гражданского общества. Спектр задач достаточно широкий. Как удается охватить его и при этом не дублировать, тем более не брать на себя функции парламента, профсоюзов, общественно-политических организаций?
– Задача эта непростая и достаточно деликатная. Ее решение в значительной степени облегчали федеральный и республиканский законы об общественных палатах, разработанные на их основе регламенты. И хотя практика показала, что вопросы в этой части еще остаются, анализ приобретенного опыта, формулирование законодательных предложений помогут снять их. Такая работа членами палаты ведется. Что же касается широкого спектра задач, то эту “радугу” разложили, образно говоря, по цветам, и забот хватало не только совету палаты, председателю, секретарю, но и комиссиям – их у нас сформировано семь.
– Часто приходилось собираться?
– В соответствии с регламентом работы было проведено три заседания палаты и двенадцать заседаний ее совета. Поскольку одна из наших задач – общественный мониторинг хода реализации республиканских программ, а также законов, нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по внесению изменений в них, были обсуждены проекты десяти законов РТ. В том числе о бюджете на 2007 год, о размещении игорных заведений на территории республики, об охране окружающей среды, экологической экспертизе, о социальном обслуживании населения. Рассматривали также проекты постановления Кабинета Министров РТ о мерах социальной поддержки инвалидов на 2006-2010 годы, концепции государственной политики в отношении граждан старшего поколения. С учетом предложений, поступивших в том числе и от Общественной палаты, было приостановлено действие постановления Кабинета Министров РТ от 14 августа 2006 года №419 “Об оптимизации бюджетных расходов”.
На одном из первых своих заседаний совет палаты, проанализировав первые шаги комиссий, пришел к выводу: необходимо заключить соглашения о сотрудничестве с рядом министерств и ведомств Татарстана. С тем чтобы члены палаты получили доступ к информации о деятельности и планах их работы. Руководителями большинства органов исполнительной власти предложение было встречено с пониманием. В результате заключены соглашения со Счетной палатой РТ, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, с Уполномоченным по правам человека в РТ, Министерством внутренних дел, Агентством по массовой коммуникации “Татмедиа”. Теперь предстоит совместными усилиями наполнить эти соглашения конкретным содержанием и активно претворять их в жизнь.
– А с Общественной палатой Российской Федерации контактируете?
– Разумеется. У нас с российскими коллегами есть понимание необходимости координации усилий в рассмотрении вопросов, волнующих население. На одном из заседаний палаты предметный разговор на эту тему состоялся с участием руководителя аппарата Общественной палаты РФ. А в сентябре прошлого года под ее эгидой и при поддержке профильных комиссий нашей палаты в Казани прошел этап всероссийской акции “Волна здоровья. Займись собой”. В ходе акции 14 детей из Татарстана получили сертификаты на лечение, их обследовали кардиохирурги из Центра имени Бакулева, специалисты Российского центра здоровья детей, Центра микрохирургии глаза имени Федорова, а также врачи Центрального института отоларингологии. В рамках акции был организован ряд мероприятий, в том числе пленарное заседание “Здоровое поколение – ориентиры XXI века” с участием вице-премьера – министра культуры З.Валеевой, заместителя Председателя Госсовета Р.Ратниковой, министра здравоохранения К.Зыятдинова, а также авторитетных гостей из Москвы.
В ноябре в Казани были проведены общественные слушания “Свобода слова и права журналистов региональных СМИ. Хартия журналистов – внутренний закон жизни медиасообщества”, организованные комиссией Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ совместно с Общественной палатой Татарстана. В ходе слушаний более 300 представителей СМИ из регионов России, а также Председатель Госсовета Ф.Мухаметшин, представители некоторых республиканских министерств и ведомств, министры печати и информации ряда республик, сотрудники аппаратов глав регионов обсудили злободневные проблемы свободы слова и ответственности прессы, вопросы улучшения взаимодействия СМИ и органов власти, перспективы совместной работы, в том числе в борьбе с коррупцией и другими уродливыми явлениями.
– Не секрет, что эффективность деятельности палаты во многом зависит от ее постоянных комиссий. Насколько продуктивно они работали?
– Начну с комиссии по участию общественности в реализации национальных проектов и приоритетных программ развития республики, ее возглавляет Ф.Хамидуллин. В апреле на своем заседании она рассмотрела ход выполнения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования, выработала и направила рекомендации Кабинету Министров и Министерству образования и науки. Ряд предложений учтен в программе мероприятий Правительства по реализации национального проекта “Образование” в республике на 2006-2007 годы. В Правительство и Госсовет были направлены и рекомендации, касающиеся обеспечения доступным и комфортным жильем молодых семей.
А вот рекомендации, выработанные комиссией при обсуждении хода реализации национального проекта “Здоровье” (речь шла о кадровом потенциале и качестве предоставляемых услуг в первичном звене здравоохранения), побудили Минздрав республики подготовить проект постановления Кабинета Министров. Более того, они были учтены при подготовке пленарного заседания Общественной палаты РФ “О здравоохранении в Российской Федерации” и принятое решение направлено Президенту РФ, в Правительство, Госдуму и ряд федеральных органов исполнительной власти. Буквально на днях об этом нас письменно проинформировал председатель профильной комиссии Общественной палаты РФ Л.Рошаль.
Комиссия стала инициатором акции “Розовая ленточка” по профилактике и выявлению у женщин рака молочной железы. В Набережных Челнах и на КамАЗе в ней участвовали врачи клинического онкологического диспансера Минздрава республики. Акция финансировалась ОАО “КамАЗ”, ее спонсорами стали республиканское отделение партии “Единая Россия”, Общественный противораковый фонд, ОАО “Идел-Пресс”, “Татарстан почтасы”. Обследование прошли 2127 женщин, выявлено почти 300 случаев различных патологий, в онкологический диспансер на дополнительное обследование направлено 65 человек. Эта акция будет продолжена в нынешнем году в Лаишевском районе, а затем и в других районах и городах республики.
Хотел бы особо отметить: комиссия приглашала к обсуждению злободневных вопросов ответственных работников Аппарата Президента, Кабинета Министров, министерств и ведомств, профсоюзов, а также опытных практиков из сферы образования и здравоохранения. Это позволило глубже анализировать проблемы и вырабатывать продуманные, реалистические рекомендации.
– А голос простого народа слышен? Людям, живущим далеко от столицы, тоже есть что подсказать властям…
– Тут хотел бы привести в пример работу комиссии по экологии, охране здоровья и безопасности человека, возглавляемой А.Конюшевой. Члены этой комиссии накопили опыт “замеров” общественных настроений на местах, организовав прием населения в Чистополе, Нурлате, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Елабуге, Нижнекамске, Бавлах, Азнакаеве. Такое взаимодействие с гражданами дорогого стоит, оно помогает увидеть проблему и в “местном” измерении, не упустив в то же время ее масштабности.
В рамках “круглого стола” этой комиссией был рассмотрен вопрос о том, насколько обоснованны нормативы потребления газа населением в условиях, когда отсутствуют приборы учета. Естественно, обсуждалась и проблема установки этих приборов. Подготовленные рекомендации, одобренные советом палаты, направлены в соответствующие органы власти Татарстана и в Правительство Российской Федерации. Решение этих вопросов комиссия держит под контролем.
Другой вопрос, вынесенный на обсуждение в рамках “круглого стола”, в равной степени касается как экологии, среды нашего обитания, так и экономики, перспектив развития предпринимательства. Речь идет о платежах за негативное воздействие на окружающую среду, разработке нормативно-разрешительной документации на образование и лимитирование отходов, соблюдении требований законодательства по государственному экологическому контролю субъектов малого и среднего бизнеса. Рекомендации, направленные в Правительство РФ и Государственную Думу, были рассмотрены, уже есть реакция на них.
– Вы могли бы назвать наиболее резонансную акцию палаты?
– В сущности, любая наша комиссия уже имеет в активе мероприятие, получившее общественный отклик и побудившее органы власти к конкретным действиям. Например, возглавляемая П.Сигалом и интенсивно работающая комиссия по экономике, предпринимательству и другим институтам рынка попала в “яблочко”, организовав общественные слушания по проблемам регистрации прав собственности на недвижимость. Тема острая, болезненная, многих она волнует. Поэтому сами слушания, которые провел инициировавший их член комиссии Ю.Алаев, тщательный анализ ситуации в этой сфере и сделанные выводы вызвали положительную реакцию и со стороны Кабинета Министров, и со стороны руководства Регистрационной службы России. Комиссия во главе с заместителем директора Федеральной регистрационной службы В.Метелкиным организовала внеплановую проверку деятельности Татарстанского территориального управления, теперь при нем создан общественный совет с целью оперативного реагирования на возникающие проблемы. Решены вопросы увеличения штатной численности службы в Казани, а также оснащения дополнительных офисов оргтехникой и средствами связи.
Активно и заинтересованно прошли проведенные рабочей группой комиссии общественные слушания по вопросам реформирования ЖКХ, которые, как видно из обращений, волнуют значительное число жителей республики.
Наиболее деликатные и новые для российского общества направления входят в сферу ответственности комиссии по вопросам этноконфессиональных отношений, благотворительности и волонтерства, которой руководит С.Джаксыбаев. И здесь надо особо отметить ее инициативу по вопросу введения в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации курса “Основы православной культуры”. На заседании комиссии было принято соответствующее заявление. Советом нашей палаты оно направлено в Общественную палату РФ и было учтено при принятии решения по данному вопросу.
Другая грань проблемы укрепления толерантности в обществе и противодействия его радикализации – помощь национально-культурным обществам и общинам в Татарстане. Эти вопросы также рассматривались на одном из заседаний комиссии. Кстати, разработанный ею проект “Развитие центра поддержки общественных национально-культурных организаций Республики Татарстан” был утвержден и направлен на всероссийский конкурс, где стал победителем.
Признан победителем и проект Общественной палаты по созданию информационно-ресурсного центра. Всего победителями этого конкурса в республике стали одиннадцать некоммерческих общественных организаций, в том числе девять, поддержанных нашей палатой. В соответствии с распоряжением Президента РФ им из федерального бюджета выделены средства на общую сумму 6,3 миллиона рублей.
В активе комиссии по правам человека, взаимодействию с общественными организациями и органами местного самоуправления под председательством Д.Ягафарова – весьма продуктивные усилия ее членов Н.Тимашовой и Ф.Манасыпова по совершенствованию проектов концепции и комплексной республиканской программы государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период 2006-2010 годов. Членами этой комиссии И.Мостюковым и А.Юлашевым на заседании совета палаты с участием заинтересованных министерств и ведомств рассмотрен вопрос о состоянии лекарственного и продовольственного обеспечения ветеранов войны, находящихся в госпитале. В результате принято постановление Правительства РТ, предусматривающее увеличение средств и норм на питание и лекарственное обеспечение.
Комиссия по культуре, семейной и молодежной политике, развитию интеллектуального потенциала республики, возглавляемая И.Сивовым, 13 июля 2006 года собралась на внеочередное заседание, чтобы выяснить обстоятельства, которые привели к полной инвалидности военнослужащего Р.Хабирова, призванного в армию из нашей республики. Тоже, как вы помните, резонансный факт. При комиссии созданы рабочая группа родителей солдат и экспертный совет из работников военных комиссариатов.
Заслуживает одобрения и вклад комиссии в обсуждение перспектив деятельности общественной организации “Форпост”. В результате приостановлено действие постановления Кабинета Министров, что позволило избежать ликвидации данной организации, а также сохранить финансирование молодежного общественного фонда “Сэлэт” и творческих союзов республики.
Завершая тему “резонансности” акций палаты, нужно воздать должное также комиссии по информационной политике, свободе слова и деятельности СМИ, руководимой В.Шевчуком. Помимо работы на своем участке, проводимой открыто и гласно, она содействует освещению деятельности Общественной палаты в республиканских средствах массовой информации и в сети Интернет. Во многом благодаря этому широкий общественный отклик получили уже упомянутые общественные слушания по вопросам свободы слова в СМИ и ответственности журналистов, проведенные в Казани с участием этой комиссии.
– Ильгиз Калимуллович, а письма в палату пишут?
– С июня 2006 года у нас работает общественная приемная, туда со своими проблемами обратились уже десятки людей. К сожалению, пока большинство граждан рассматривают Общественную палату как некую “последнюю инстанцию”, в которую обращаются тогда, когда все другие законные способы отстаивания своих интересов представляются им исчерпанными. Это двойственная ситуация: с одной стороны, она показывает несовершенство деятельности имеющихся институтов власти, а с другой – растущую роль именно общественности.
За 2006 год в Общественную палату РТ поступило 326 обращений и писем граждан. Около 40 процентов из них – по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, 16 процентов – по вопросам социальной ипотеки и земельных отношений, 12 процентов – увеличения заработной платы, 8 процентов – действия или бездействия муниципальных органов. Ряд писем направлен на рассмотрение руководителям исполнительных органов муниципальных образований Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Мамадыша, Лениногорска, Чистополя и других районов, а также в Прокуратуру РТ, министерства внутренних дел, строительства, архитектуры и ЖКХ, здравоохранения и в другие республиканские организации. Всем авторам писем даны ответы. Сейчас на рассмотрении находятся восемь обращений. К сожалению, пока не все министерства и ведомства, муниципальные органы своевременно и по существу реагируют на предложения и рекомендации палаты.
В послании Президента РТ Государственному Совету дано поручение Правительству и Общественной палате: разработать и апробировать для внедрения в 2007 году нормативно-правовые документы для формирования системы учета общественного мнения при принятии значимых государственных программ, проведения общественной экспертизы основных решений органов исполнительной власти, разработки рейтингов оценки общественностью эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В принципе, вся работа палаты была направлена на поиск ответов на поставленные задачи и подходов к их решению. С учетом опыта первого года нашей деятельности совместно с ЦЭСИ при Кабинете Министров подготовлен проект соответствующего постановления Правительства. Думается, это постановление послужит эффективным инструментом в решении задач, определенных Законом “Об Общественной палате Республики Татарстан”. Иначе говоря, позволит активизировать деятельность органов исполнительной власти в учете и реализации предложений и рекомендаций общественных организаций и граждан.
– Из ваших ответов следует, что Общественной палате, несмотря на естественные издержки периода становления, удалось все-таки больше, чем не удалось. Но и без “заданий на завтра”, видимо, не обойтись. Что требуется улучшить, усовершенствовать?
– Повысить активность всех членов палаты. Минувший год показал, что не каждый из них действовал в полную силу. Требует дальнейшего усиления экспертно-аналитическая деятельность. Ведь теперь практически все законы, принимаемые парламентом и касающиеся жизнедеятельности граждан, будут направляться на экспертизу к нам. Естественно, объем работы многократно возрастет. При каждой комиссии с учетом ее направлений требуется образовать экспертные группы из числа научных и практических работников, представителей общественности.
Надо признать, что мы пока слабо контактируем с другими действительно работающими общественными организациями. Деятельность информационно-ресурсного центра, создаваемого при Общественной палате, прежде всего, должна быть направлена на оказание им консультативной, методической, информационной помощи, вплоть до предоставления технических возможностей центра.
Словом, задачи перед нами стоят большие. В чем-то надо рассчитывать на свои силы, но, мы считаем, необходимо внести и некоторые изменения в Закон “Об Общественной палате Республики Татарстан”.
В завершение напомню, что 2007 год – это год выборов в Государственную Думу, активной подготовки к выборам Президента России. Вступает в решающую фазу реализация приоритетных национальных проектов. Дополнительную окраску ожидаемым событиям придает то, что 2007-й объявлен в нашей республике Годом благотворительности.
Очевидно, что обострится политическая состязательность, а борьба амбиций может переместиться в совершенно, казалось бы, далекие от политики сферы жизни. Татарстан, как регион, имеющий очень большой удельный вес в Российской Федерации по своему социально-экономическому потенциалу и электоральному ресурсу, неизбежно окажется в гуще событий. От степени и характера участия республики в названных процессах зависит очень многое.
В этих условиях роль Общественной палаты РТ будет особо ответственной. Ее членам предстоит информировать властные структуры о реальных настроениях и чаяниях общества, тех или иных социальных слоев и групп. Стать, образно говоря, тем источником, в котором видна ясная, а не замутненная популистскими и экстремистскими проявлениями картина общественной жизни. Тем самым “мостом”, который сведет воедино позитивные усилия властей и общественности в деле консолидации граждан во имя благополучия и процветания республики. Вместе с тем стратегической задачей палаты должна стать поддержка позитивных социальных инициатив, зарождающихся в обществе, и предупреждение тех социальных противоречий и конфликтов, которые возникают и будут возникать.