Праздник оперного искусства вновь пришел в Казань. 6 февраля в театре им.М.Джалиля открылся XXV Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина. За прошедшие четверть века этот фестиваль по праву стал визитной карточкой музыкального и театрального Татарстана и вошел в историю европейского и мирового фестивального движения. Авторитет его настолько высок, что певцы России и других стран считают за честь принимать в нем участие.
Нынешний фестиваль по традиции открылся последней премьерой нашего театра – одной из самых популярных опер Джузеппе Верди “Трубадур” на сюжет романтической драмы испанского писателя Антонио Гутьерреса. После долгого перерыва эта опера вновь вернулась на сцену театра им.М.Джалиля. Новый международный проект осуществлен интернациональной постановочной группой. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Марко Боэми (Италия), режиссер-постановщик – Бруно Бергер-Горски (Австрия), сценограф Дирк Хофакер (Германия), хормейстер – Любовь Дразнина.
Интересно, что для многих участников постановки (а она идет в трех составах), – это дебют в “Трубадуре”. И для режиссера-постановщика, и для солистов Ахмеда Агади и Гии Ониани, исполняющих партию Манрико, а также Ирины Джиоевой и Галины Шестерневой (Леонора), Дины Азимовой и Екатерины Егоровой (Азучена), Юрия Ившина (граф ди Луно) и других.
Сюжет “Трубадура” трагичен. Он переносит нас в средневековую Испанию. У старого графа ди Луно было два сына. После того как цыганка погадала о судьбе младшего из братьев, он заболел и стал чахнуть. Граф, решив, что цыганка навела на младенца порчу, приказал сжечь “ведьму” на костре. Дочь цыганки Азучена в порыве отчаяния украла у графа младенца и бросила его в костер. Но, придя в себя, она с ужасом обнаружила, что убила своего сынишку, а на руках у нее остался младший сын графа – Манрико. И, помня предсмертный крик матери “Отомсти за меня!”, Азучена поклялась сделать это.
Манрико вырос в цыганском таборе, стал трубадуром, то есть странствующим поэтом-певцом. Победив на рыцарском турнире, он получает награду из рук дочери короля, прекрасной Леоноры, и влюбляется в нее. Полюбила трубадура и она. Но на их пути оказался командующий армией короля, молодой граф ди Луно, который не знает, что Манрико его родной брат. Он также влюблен в Леонору и готов на все, чтобы добиться ее расположения.
…В финале оперы, как и в прологе, мы видим пылающий костер, в который по приказу отвергнутого графа бросают Манрико…
– Огонь – символ этой оперы, – говорит Марко Боэми. – И потому, что в нем гибнут мать Азучены, младенец и Манрико, и потому, что огонь любви, страсть движет графом, Леонорой и Манрико, страсть отмщения опалила душу Азучены и не дает ей покоя. В этой опере Верди господствует богатство и красота мелодий.
Все, кто присутствовал на премьерных спектаклях, смогли ощутить это в полной мере благодаря великолепным солистам, хору и оркестру.
Премьера “Трубадура” свидетельствует о том, что наш театр покорил еще одну вершину оперного искусства, и хочется надеяться, что этот шедевр Верди – опера о самопожертвовании во имя любви – войдет в золотой фонд театра им. М.Джалиля.
Завтра, 9 февраля, на Шаляпинском фестивале будет представлена еще одна опера Верди – “Набукко”.