Куда идти сельской школе

Модернизация сети сельских малокомплектных школ стала темой первых в этом году парламентских слушаний, которые прошли на днях в Госсовете Татарстана.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Модернизация сети сельских малокомплектных школ стала темой первых в этом году парламентских слушаний, которые прошли на днях в Госсовете Татарстана. Тема эта знакома читателям “РТ” – наша газета к ней обращалась неоднократно. Как показали слушания, в которых помимо депутатов Госсовета приняли участие члены Правительства, главы муниципальных образований, ректоры вузов, проблем в этой области меньше не становится. И подход к модернизации образовательной сферы Татарстана должен быть сугубо дифференцированным, чтобы не пострадали те, ради кого, собственно, и затеваются все реформы, – дети, их родители и учителя.


Вопросы, вопросы…

Напомним: с 2005 по 2007 год в Татарстане действует республиканская целевая программа реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений. Принятие такой же программы до 2009 года намечается в ближайшее время. Беда в том, что программа зачастую не учитывает индивидуальных особенностей каждой конкретной школы.


Тон общей озабоченности задал председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Разиль Валеев. В республике началось преобразование малокомплектных школ в структурные подразделения базовых образовательных учреждений, отметил он. Это необходимый процесс, но создание базовых школ всех проблем не решит. Взять хотя бы такой момент. В деревне закрывают малокомплектную школу. Ребенка переводят в базовую. И с раннего возраста он отрывается от родной среды обитания. Вряд ли такого человека в будущем будет заботить судьба его родной деревни. Кроме того, деревню вынуждены при этом покинуть, по сути, последние представители сельской интеллигенции – учителя. Такая деревня теряет не просто людей, она лишается носителей традиционной культурной, национальной среды. Здесь разрушается веками складывавшийся уклад жизни. Ведь в татарских селах школа и мечеть, в русских – школа и церковь испокон веков были центрами духовной жизни сельчан. И жизнь показывает: деревни после закрытия школ обречены, они вымирают, подчеркнул Разиль Валеев.


Пока взрослые спорят о судьбе сельских образовательных учреждений, ученики тоже стоят перед дилеммой: ходить на занятия рядом с домом, но получать неважные знания, или же ездить в базовую школу, чтобы не отставать от городских сверстников?Кроме того, уточнил депутат, чтобы в ходе оптимизации не произошло ущемления интересов детей, обучающихся в национальных классах и школах, целесообразно определить здесь отдельные нормативы наполняемости классов. Учитывая предложения родителей, учителей, надо хорошенько подумать, что для нас важнее – социальная, национальная сторона вопроса или так называемая экономическая выгода, которая в действительности оборачивается еще большими расходами. Реальными нормативами на сегодня представляются: для города – 22 ученика, для села – 10 учеников; для национальных классов – 16 и 8 учеников соответственно.


С организацией базовых школ связана ежедневная доставка детей из близлежащих сел и деревень. Между тем качество школьных автобусов и состояние сельских дорог оставляют желать лучшего.


Еще одна важная тема – обеспечение работой учителей, оставшихся не у дел в ходе оптимизации. “По расчетам, в ближайшие три года в республике ожидается высвобождение 4036 педагогических ставок. Как учителей трудоустроить на селе? Можем ли мы им предоставить работу в тех же базовых школах или предложить какую-то иную достойную альтернативу в родной деревне?” – на эти вопросы, поставленные Разилем Валеевым, пока нет исчерпывающих ответов.


“Оптимизация” – хорошее слово, но…

в силу некоторых причин у населения оно приобрело несколько негативный оттенок, полагает выступивший на слушаниях министр образования и науки Раис Шайхелисламов. Он предложил заменить “оптимизацию” на “программу обеспечения доступности качественного образования для сельских школьников”, поскольку речь идет не столько об оптимизации, то есть о сокращении числа школ (и, соответственно, расходов на них), сколько, по сути, о доступности для сельских школьников качественного образования.


Тем более что зачастую вовсе не объявленная оптимизация становится причиной закрытия школ. Проблемы сельского образования, полагает министр, начались вместе с общим падением рождаемости. “В 2002 году в республике в сельской местности родилось более девяти тысяч детей, а в 2005-м – лишь восемь с половиной тысяч. В некоторых школах учить стало некого”, – посетовал Раис Шайхелисламов. Так что школы исчезают в том числе и по причине “плохой” демографии.


Вообще, отметил министр, главная проблема не только республиканской, но и в целом российской малокомплектной школы сегодня состоит в том, что там невозможно создать достаточно серьезных условий для качественного обучения детей. “Не секрет: чтобы набрать полную ставку, один и тот же учитель в такой школе вынужден обучать детей сразу по нескольким предметам, порой далеко не родственным, при этом, как правило, не имея высшего образования в этой области. Например, учитель истории ведет также физику и информатику”, – подчеркнул он. Неудивительно, что выпускники потом боятся сдавать Единый государственный экзамен по физике и химии и вообще отстают в знаниях от городских сверстников.


Впрочем, сообщил Раис Шайхелисламов, министерство активно занимается решением этой проблемы, в частности, это касается преподавания в сельских школах информатики. “Мы с коллегами из муниципалитетов обсуждаем возможность сетевого обслуживания малокомплектных школ с помощью мобильных компьютерных классов. В специальном чемодане можно расположить необходимое число ноутбуков, и с использованием машины учитель информатики вполне способен в течение недели, разворачивая этот мобильный комплекс в каждой школе, проводить уроки”, – уточнил министр.


Кстати, по такому принципу могут работать не только учителя информатики. “Почему не рассмотреть опыт ряда регионов, где не детей из малокомплектных школ возят учиться в райцентр, а учителей везут в эти школы? – предложил новое для республики решение проблемы Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. – Может, и у нас это где-то будет востребовано?”


Пример еще одного варианта модернизации сельского начального образования, который уже внедряется в Татарстане, привел опять же Раис Шайхелисламов. “Сегодня у нас двенадцать начальных школ в девяти районах республики – там, где учится от одного до трех детей – работают по принципу “школа – учительский дом”. То есть дети приходят к учителю домой”, – сообщил министр.


Впрочем, заметил он, перемены в образовательной сфере на селе не так уж страшны, и многие родители рады, что у детей появилась возможность учиться в школах с хорошей базой. Он рассказал, что побывал, например, в Высокогорском районе, в селе Чуваш Иле, где с прошлого года детей автобусом доставляют в школу, расположенную за 9 километров. По словам Раиса Шайхелисламова, родители и дети довольны: автобус приходит вовремя, разница во времени между окончанием уроков младших и старших классов используется для приготовления домашних заданий и занятий спортом. Дети получили возможность нормально изучать информатику, иностранный язык, научились играть в баскетбол, футбол… И возвращаться к старому никто не хочет. Таких примеров много.


“Не режьте по живому”

Но есть и противоположные факты, которые дали повод Фариду Мухаметшину упрекнуть министра в излишней оптимистичности его выступления. Скажем, серьезные претензии к оптимизации нашлись у профсоюзов. Председатель рескома профсоюза работников образования Юрий Прохоров заметил, что педагоги и родители подчас с трудом соглашаются с необходимостью изменения экономических принципов финансирования образования. Потому что, по мнению большинства, они ставят перед собой единственную цель – сэкономить на детях. К сожалению, подчеркнул Юрий Прохоров, экономика пришла в образование слишком прямолинейно и по-хозяйски, решая за педагогов, что нужно школе, дошкольному образовательному учреждению, учителю, воспитателю. “Нельзя резать “по живому”, потому что “живое” – это дети, учителя и родители”, – заметил профсоюзный лидер. И привел в пример опыт Кемерова и Тюмени, где ни одно учреждение образования, ни один класс не были закрыты или реорганизованы просто росчерком пера. Он также напомнил, что оптимизация пока не приводит к повышению зарплаты работников образования, более того, есть опасение, что сократится уже существующая зарплата – из-за сокращения рабочей нагрузки учителя.


Впрочем, помимо эмоциональных пассажей, представитель профсоюзов сделал конструктивное предложение. По его мнению, можно уйти от нормативов наполняемости классов и внедрить другие – например, нормативы финансирования на одного ученика. “Если мы говорим, что ученик “стоит” двенадцать тысяч рублей, то дайте эти деньги району или городу в зависимости


от количества учеников. Тогда район и город сами будут рассчитывать, что им “соптимизировать”, куда направить эти деньги. То есть надо дать возможность оптимизации пойти “снизу”, – предложил Юрий Прохоров.


Заметим, что некоторые депутаты в своих выступлениях и вовсе предлагали оставить малокомплектные школы в покое – дескать, если уж в трудное послевоенное время государство не отказалось от них, почему же теперь приходится их сокращать? Но на это Фарид Мухаметшин заметил: “Сегодня все-таки двадцать первый век. Давайте не будем обижать детей плохим образованием!”


А на дороги денег нет…

Еще одну болевую точку модернизации – состояние дорог, по которым ездят школьные автобусы, – прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов. Он сообщил, что в республике более тысячи населенных пунктов сегодня не имеют автомобильных дорог с твердым покрытием. “Что касается капитального ремонта автодорог по маршрутному движению школьных автобусов, то для этого необходимо 6,392 миллиарда рублей, из них 2,95 миллиарда приходятся на 2007 год. Но бюджет уже принят, и таких средств там, к сожалению, нет”, – сообщил министр. Однако заверил участников слушаний, что вопросы образовательной сферы, связанные с транспортом и дорожным хозяйством, в министерстве включены в число приоритетных и свое решение найдут. Правда, когда – пока неясно…


Без шаблонов

“Мы допустили серьезную ошибку, когда назвали нашу работу термином “оптимизация”, – заметил участвовавший в парламентских слушаниях Премьер-министр республики Рустам Минниханов. – На самом деле идея лежит в доступности и качестве образования. Но проводить эту работу и принимать решения без согласования на местах однозначно нельзя”.


Главное, отметил глава Правительства, – не подходить к вопросу шаблонно. “Сегодня мы просто так закрыть школу не можем. Хотя бы начальная – она должна быть в любой деревне, если там есть хоть один ребенок. Другое дело, в какой форме, но это уже вопрос организации работы на местах. Но главная задача сегодня – обеспечить качественное и доступное образование всем детям”, – заключил Рустам Минниханов.


В свою очередь Фарид Мухаметшин, подводя итог выступлениям парламентариев, отметил: принцип “пусть хоть маленькая, плохонькая школа, но своя” сегодня уже не подходит. Главная задача – найти возможности повысить уровень образования в сельских школах. И здесь нужен индивидуальный подход, надо внедрять разные формы модернизации существующей школьной базы, брать на вооружение опыт других российских регионов, других государств. И давать муниципальным органам образования право выбора – возить ли детей в другие деревни либо, наоборот, приглашать к ним учителей, создавать базовые школы или укреплять материальную базу существующих учебных заведений. Тем более что с 2009 года, когда основные финансовые средства окажутся у муниципалитетов, муниципальное образование станет достаточно “суверенным”. Поэтому уже сегодня о путях реформы сельского образования должны думать не только республиканские, но и местные органы власти.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще