Звенит-разливается по широким коридорам школы озорной звонок, извещающий учеников о начале долгожданной перемены. А это значит, что у ребят есть десять минут, за которые нужно успеть и учебники собрать, и в другой кабинет перейти, а если повезет – и горячими пирожками в столовой подкрепиться. Вот и несутся школьники, как резвые сайгаки, обгоняя друг дружку, а за спинами – тяжеленные ранцы. Но, увидев человека в милицейской форме, ребятня мигом сбавляет прыть. Теперь школьники идут чинно, не мутузят друг друга и вежливо с милиционершей здороваются. Даже самый отъявленный хулиган старается проскользнуть мимо нее незамеченным…
Школьные инспекторы, следящие за порядком в учебных заведениях республики, появились у нас недавно, с началом нового учебного года. Их работа чем-то похожа на деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних. Но за обычным инспектором закреплен целый микрорайон, и занимается он уже совершенными правонарушениями, которых всегда полно. Школьный же инспектор отвечает конкретно за детей, которые обучаются в его учреждении. Причем, кроме школы, он обслуживает и прилегающую к ней территорию – дома, дворы (где, в основном, и совершаются правонарушения). У инспектора в образовательном учреждении есть свой кабинет, он посещает классные часы и родительские собрания, выявляет детей из неблагополучных семей, выясняет условия, в которых живут ученики. Тесно взаимодействует с завучами по воспитательной работе, психологами и социальными педагогами.
Как рассказала старший инспектор отдела по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних МВД РТ Татьяна Уксусникова, в прошлом году за порядком следили 83 инспектора в школах Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Зеленодольска, Кукмора и Азнакаева. Перед началом нового учебного года органы образования совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних снова составили список школ республики, расположенных на социально неблагополучной территории. Именно туда были направлены люди в форме (сейчас их 95), чье присутствие должно, по идее, сдерживать малолетних хулиганов.
Несколько лет назад, когда школьные инспекторы в республике только начинали появляться, на эту должность в основном назначались сами учителя. Однако толку от этого было мало: педагоги, во-первых, не могли сдерживать рост преступлений, во-вторых, “прикрывали” плохие моменты в жизни своего учебного заведения. Потому и было решено привлекать в ряды блюстителей школьного порядка сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.
Теперь им помогают и сами ребята, относящие себя к “форпостовцам” (“Форпост” – движение правоохранительной направленности). Кроме того, сегодня практически в каждой школе республики образованы органы ученического самоуправления, комиссии по дисциплине и советы профилактики, куда входят педагоги, родители и сами ученики. По словам Зайтуны Насурдиновой, главного специалиста отдела развития воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РТ, поставить милиционера в каждую школу невозможно, поэтому одним из наиболее действенных способов предотвращения правонарушений является своеобразное шефство старшеклассников над учащимися младших классов из неблагополучных семей, которые нуждаются в дополнительном внимании.
Мы направляемся в одну из школ Казани, где с началом учебного года появился собственный милиционер. День Ильзиды Рахимовой, лейтенанта милиции, инспектора школы №111, начинается, как правило, с изучения оперативной обстановки в микрорайоне, которая редко бывает положительной: то и дело приходится иметь дело с мелкими кражами, грабежами и вымогательствами. Ильзида проводит профильную работу по выявлению и предупреждению правонарушений, изучает микроклимат в школе, обстановку в семьях учеников. Два раза в неделю во время классных часов она выступает перед детьми с профилактическими беседами. На провинившихся школяров составляются протоколы и отправляются в комиссию по делам несовершеннолетних. Здесь любому хулигану сделают предупреждение, а с его родителей будет взыскан штраф. Однако, по словам инспектора, с ее появлением в школе дисциплина повысилась, правонарушений стало меньше. Да и учителя новым помощником в форме довольны.
Юлия Муртазина, старший инспектор казанской школы №55, расположенной в микрорайоне с криминогенной обстановкой (рядом оживленная дорога, Московский рынок), в своем учебном заведении также проводит профилактические беседы и выступает перед школьниками с лекциями. По ее словам, чаще всего подростки интересуются своими правами и обязанностями, спрашивают, что им будет за тот или иной проступок и, главное, – вызовут ли родителей в школу. Среди самых распространенных правонарушений и преступлений подростков Юлия назвала распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде, кражи сотовых телефонов, вымогательство денег и нанесение телесных повреждений.
Как и во многих школах, здесь в течение учебного дня в коридорах дежурят старшеклассники, следят за дисциплиной. А по вечерам, с семнадцати до двадцати часов, родители школьников обеспечивают порядок на прилегающей к учебному заведению территории, заодно посещая учеников, проживающих в социально неблагополучной обстановке.
По словам Юлии Муртазиной, родители, которые беспокоятся за своих чад, часто сами обращаются к ней за помощью. К примеру, недавно ей пришлось успокаивать маму десятиклассника, переживавшую, что сын стал скрытным, замкнутым: по вечерам уходит из дома, возвращается поздно и сразу запирается в своей комнате. На контакт с матерью паренек не шел, тогда инспектор сама решила с ним поговорить. В итоге выяснилось, что у мальчика нет никаких проблем, просто у него появилась девушка, а вместе с этим – новые радости и переживания.
Но зачастую дети начинают вроде бы беспричинно пропускать занятия в школе, а на деле оказывается, что их пугают вымогатели. Родителям многие ученики рассказывать об этом боятся, а перед человеком в форме раскрываются. По словам школьных инспекторов, немало информации об учениках они получают, посещая их семьи. В этом случае реально узнаешь, в какой обстановке живет школьник. Бывает, что дети из вполне обеспеченных семей просто не знают, куда приложить свои руки, и зачастую направляют энергию не в то русло…
О необходимости присутствия в некоторых школах инспекторов милиции говорить не приходится, ведь количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в частности учащимися школ и ПТУ, растет год от года. К примеру, в прошлом году преступления совершил 121 школьник, причем 60 процентов составили кражи и грабежи, когда отбирались деньги и сотовые телефоны. Многие подростки состоят на учете в органах по делам несовершеннолетних за употребление наркотиков и токсических веществ. Кроме того, увеличивается число ранее судимых школьников, совершивших повторные преступления.
Со всем этим призваны бороться школьные инспекторы. Конечно, моментального эффекта от их появления никто не ждет – обстановка должна нормализоваться примерно в течение двух лет. После этого школу, где работал инспектор, снимут с контроля, а сам он будет следить за порядком уже в другом учебном заведении.