Вчера в центре “Эрмитаж-Казань” состоялась торжественная церемония открытия новой выставки из коллекций Государственного Эрмитажа под названием “Полцарства за коня… Лошадь в мировой культуре”. Участие в ней приняли Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и президент Международного союза российских соотечественников граф Петр Шереметев.
Новая выставка – это своего рода гимн животному, ставшему с древнейших времен верным другом и помощником человека и одним из символов евразийской цивилизации. Лошадь – существо, имеющее огромное значение во всех мировых культурах, в том числе в мусульманском искусстве, отметил Михаил Пиотровский в своей лекции, приуроченной к открытию выставки. Описания лошадей присутствуют в Коране, арабской поэзии. Согласно древнему представлению, конь – особенное животное, связанное с небесами. “Мы старались сделать красивую и умную выставку, достойную красоты самого благородного животного на свете”, – сказано во вступительной статье Михаила Пиотровского к каталогу выставки.
Открывая вернисаж, заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева напомнила, что в нашей республике начался Год благотворительности. И в числе первых за пределами Татарстана на это откликнулись сотрудники Государственного Эрмитажа. В преддверии открытия выставки они провели целый ряд благотворительных акций, благодаря которым многие татарстанские школы стали обладателями уникальных мультимедийных образовательных программ Эрмитажа.
– Не у многих есть такая возможность – принимать у себя и любоваться сокровищами Эрмитажа, – сказал в своем выступлении Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. – И мы должны быть благодарны Михаилу Борисовичу Пиотровскому за то, что первый в России Эрмитажный центр был открыт именно в Казани. Значит, чем-то мы это заслужили… Сегодня открываем здесь уже третью выставку. Первая была посвящена истории Золотой Орды, вторая – западноевропейской вышивке XVI – XX веков, а нынешняя называется “Полцарства за коня!”. Я бы добавил: как минимум полцарства…
Президент также напомнил, что в прошлом году в Казани побывали члены консультативного совета Эрмитажа, директора ведущих музеев мира. “Будучи в Лондоне, – сказал Минтимер Шаймиев, – я имел возможность воспользоваться приглашением директора Британского музея и еще раз убедился в глубоком уважении к культурному наследию России и деятельности Государственного Эрмитажа”.
– Я заметил, – сказал далее Президент, – после того, как мы отреставрировали Казанский Кремль, он стал одним из самых посещаемых мест. Люди приходят в Эрмитажный центр, в Национальную галерею, а скоро здесь еще будет и Музей природы. По мере того как стабилизируется наше общество, мир искусства, культуры становится все более востребованным. А завтра, уверен, мы будем еще больше в нем нуждаться.
В свою очередь Михаил Пиотровский поблагодарил всех, кто принимал участие в организации и оформлении нынешней выставки, которая готовилась в очень сжатые сроки. Он также рассказал о своей поездке в Елабугу, где в эти дни проходят торжества по случаю 175-летия со дня рождения И.И.Шишкина, и о той особой ауре, которая присуща этому городу-музею.
– Меня искренне радует, – сказал М.Пиотровский – что деятельность Эрмитажного центра органично вписалась в музейную жизнь Татарстана и Казани, без которых скоро уже трудно будет представить жизнь самого Эрмитажа.
Затем Президент Татарстана и почетные гости в сопровождении Михаила Пиотровского совершили экскурсию по выставке. На ней представлено более шестисот экспонатов. Это конские сбруи и их украшения, уздечные наборы кочевников, вольтрапы-накидки на седла и сами седла, в том числе пробитое пулей, которое было под Петром I в Полтавском сражении. Здесь же кавалерийские мундиры, костюмы амазонок, а также ордена и книги, связанные с темой выставки.
Широко представлены изображения коня в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Это сцены сражений, охоты, турниров, а также конные портреты царствующих особ. Так, датский художник Вигилиус Эриксен написал портрет Екатерины II в мундире лейб-гвардии Семеновского полка верхом на коне Бриллианте в день государственного переворота 28 июня 1762 года. На других картинах изображены любимый конь Наполеона Маренго, конь Петра I Лизавета.
Образ лошади в мусульманском искусстве представлен персидскими миниатюрами XVI века тончайшей работы с изображениями всадников, а также богатой коллекцией драгоценной посуды. Это и серебряные блюда иранских правителей раннего средневековья, и сасанидские чаши, и греческие расписные вазы, и многое другое.