Институт авиационных технологий – такая же достопримечательность столицы Татарстана, как расположенный по соседству остроклювый Ту-144. Но так уж получилось, что уникальный сверхзвуковой самолет больше не сможет подняться в небо. По-другому складывается судьба института, который не торопится стать историческим памятником: скользнув по коварной полосе вынужденного запустения, он снова выруливает на взлет.
Однако меня здесь для начала знакомят не с небесной, а с вполне земной разработкой. Это, на первый взгляд, обыкновенные строительные конструкции, правда, очень аккуратно изготовленные. Вот элементы каркаса, плиты перекрытия, стеновые панели. Чем же они интересны?
– Тем, что представляют собой набор для быстрого возведения малоэтажных домов, – поясняет директор института, академик АНТ Ильдус Закиров. – Впрочем, этот комплект позволяет строить здания различного назначения, а также, например, облагораживать пятиэтажки, оснащая их мансардами. Не тяжело ли? Да нисколько! Конструкции очень легкие. А мы помогаем сделать их еще легче. Наша идея – применять в панелях складчатый заполнитель из негорючей бумаги. Технология испытана в опытном производстве. Теперь думаем о серийном выпуске.
Почему бы нет? Архитектурно-строительная система “Элевит” удостоена золотой медали 46-й Всемирной выставки инноваций в Брюсселе и диплома всемирной выставки ЭКСПО-2005 в Японии. Первыми “наборы для строителей” начали изготавливать в Волгограде и Вологде, на своем опыте убедившись, что дело это стоящее. Используя новинку, можно ускорить реализацию в республике национального проекта “Жилье”, сделать новые квартиры более доступными и комфортными. И более теплыми в буквальном и переносном смысле: не без помощи казанского утеплителя!
По мнению автора “Элевита” Валериана Соболева, академика РАЕН, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, есть смысл организовать в нашей республике массовый выпуск изделий, позволяющих перевести на поток жилищное строительство на селе. Благодаря высокой заводской готовности деталей монтаж двухэтажного дома можно выполнить за неделю. Расход материалов снижается в 10-15 раз, эксплуатационные характеристики, особенно по энергосбережению, существенно улучшаются. А стоимость одного квадратного метра “теплого контура” не превышает 10 тысяч рублей. Причем местная поставка стройкомплектов сулит ее приличное удешевление.
Это впечатляющий, но не единственный пример удачного применения складчатых (иначе говоря – шевронных) конструкций. Газовикам они прекрасно служат на больших газоперекачивающих станциях, для энергетиков – становятся подспорьем на газотурбинных фабриках электричества. Им везде находится работа, если нужно избавиться от шума или отрегулировать акустику, уменьшить потери тепла или усилить теплообмен, обеспечить фильтрацию воздуха или условия для хранения продуктов. Не только теория вопроса, но и практические результаты глубоко осмыслены и спрогнозированы в научных работах, в специальной монографии. Значит, вперед без страха и сомнений?
– Что вы, – отмахивается И.Закиров, руководитель института, успевшего стать акционерным обществом. – Возникший замысел должен оформиться и созреть… Начало исследованиям было положено еще в КАИ, на кафедре технологии производства летательных аппаратов, в середине последнего десятилетия прошлого века. Затем потребовались годы экспериментов, исправления ошибок, обобщения результатов. Но в конце концов направление поиска было выбрано все-таки правильное. И вот в 2001 году по электронной почте мне пришло предложение от топ-менеджеров европейского авиастроительного концерна “Эрбас”, не пожелаем ли мы сотрудничать с ним в этой области… Теперь у нас с ними в реализации уже пятый контракт. Подготовлены различные варианты технологий и оборудования, которые принимаются с благодарностью. И с полновесной оплатой.
Итак, денег на поддержку этих исследований в нашей стране найти не удавалось. Зато нашлись они за бугром, где европейские авиастроители пытаются сдержать натиск “Боинга”. Финансируя казанских исследователей, “Эрбас” пытается решать проблему конкурентоспособности своих воздушных лайнеров. Благодаря шевронным конструкциям можно ощутимо облегчить самолет (по весу и себестоимости!) За период сотрудничества КНИАТ оформил два десятка патентов, из них восемь получены в соавторстве с “эрбасистами”. Наверняка они не хотят, чтобы их расходы и хлопоты были напрасными. Говорят, на европейский концерн в России работает не менее дюжины институтов. По его заказу одних только оригинальных сплавов подготовлено более десяти.
Этим можно бы и гордиться. Да вот не дает покоя сакраментальный вопрос: а нам-то самим эти разработки понадобятся или нет? Почему на грань выживания поставлена стратегическая для всей страны отрасль, определяющая будущее? Пример КНИАТ наглядно подтверждает слова Президента РТ Минтимера Шаймиева, сказанные недавно в Уфе, на заседании совета Приволжского федерального округа, что в мировой системе разделения труда это едва ли не единственная для Российской Федерации “ниша” динамичного несырьевого конкурентного развития, поскольку в ней сконцентрирован практически весь интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал. Решая проблемы поддержки авиации, мы, таким образом, обеспечиваем условия не только для достойного будущего нашей молодежи, но и для благосостояния всего населения по международным стандартам качества жизни.
-Я понимаю, что вопросы Президента, когда он критически рассматривает развитие авиапромышленности, адресованы федеральному центру, – говорит Ильдус Мухаметгалеевич. – Но одновременно, мне кажется, это и обращение к власти на местах, ко всем нам. Взять хотя бы положение с кадрами. Ситуация с ними в самом деле критическая. Во многих уцелевших НИИ и ОКБ практически не осталось молодежи. Теряется связь поколений, утрачивается преемственность. Кому ж тогда передавать науку высоких технологий? Для нас это проблема номер один, и мы ее все-таки решаем. На те же деньги, получаемые от сотрудничества с концерном “Эрбас” и другими заказчиками, привлекаем специалистов и молодежь, работаем со студентами и аспирантами.
А поначалу, на исходе 1995 года, институт встретил нового директора Закирова пустотой этажей и безмолвием лабораторий. До него на этом посту сменилось несколько человек. Очередная кандидатура – со смыслом: проректор по науке Казанского авиационного института. Но как этот “чистый ученый” справится с такой грязной работой? Тут мало быть доктором наук, генератором идей, научным романтиком. Предстояло с головой окунуться в организаторскую бучу и канцелярскую суету. Мало кто догадывался, что Закиров, поддавшись на настоятельные уговоры, пришел с желанием не просто поправить дела в окончательно погибающей конторе, а с большим и амбициозным планом – создать на стыке “вуз – предприятие” настоящий технопарк.
А заняться первоначально предстояло не бог весть чем – элементарным ремонтом. На помощь пришел Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Был создан инновационно-технологический центр (ИТЦ-КНИАТ), под который выделили 3600 квадратных метров. Вскоре здесь разместилось около полусотни фирм, а численность работающих перевалила за 500. Появились практиканты из казанских вузов по программе “Студенты – малому бизнесу”. Стали проводиться конкурсы инновационных проектов с участием молодежи.
– Сейчас численность персонала достигает 1000 человек, а совокупный объем производства института и всех компаний под его “крылом” приближается к 1 миллиарду рублей в год, – в голосе академика Закирова слышится нескрываемая гордость. – Мы располагаем уникальной информационной базой для выполнения технических проектов. Накоплен опыт создания совместных лабораторий как центров коллективного пользования для нужд малого инновационного бизнеса. Плодотворно действует и развивается совместная кафедра с Техническим университетом (КАИ). Крепнут партнерские отношения с Инвестиционно-венчурным фондом РТ и Консорциумом Приволжского федерального округа по трансферу технологий.
Кто-то удачно выразился, что Институт авиационных технологий за годы экономического кризиса не просто выжил, а превратился в технопарк с крыльями. Но не все еще поняли, что это такое: “Может, это и не технопарк вовсе, а бизнес-инкубатор. Или вообще чебурашка, то есть неизвестный науке зверь”. Невдомек, что инновация не всегда укладывается в привычные рамки и старые понятия. А технопарк на улице Дементьева, бесспорно, следует отнести к инновациям, делающим честь столице Татарстана и всей республике.
– Создано крепкое звено для соединения науки и бизнеса, – так считает ректор КГТУ(КАИ) Геннадий Дегтярев. – Мы не прогадали, направив туда своего проректора по науке, профессора Закирова. Необходима обширная внедренческая сеть, чтобы раскрыть творческий потенциал нашего вуза. Учеными и студентами университета ведется научная работа, имеющая огромное значение и актуальность как в теоретических, так и прикладных областях, разрабатываются инновационные технологии для авиационной, космической и электронной промышленности. Кстати, мы пополнили ряды участников Международного авиационно-космического салона в Москве, где наша экспозиция отмечена дипломом.
Примечательно, что среди лучших научно-технических разработок была представлена и установка для изготовления складчатых конструкций. Был здесь и турбодисколет, который заинтересовал Президента Владимира Путина, а также воздушный автомобиль КАИ-81, дельталеты “Круиз” и “Химик”, экспериментальный экраноплан, космический аппарат повышенной маневренности, конверсионная космическая ракета, стартующая с самолета-разгонщика, компактный полигон для испытания авиационных и космических излучающих систем…
Кажется, что в этом фантастическом перечне не хватает только одной технологии – по изготовлению “летающих тарелок”!
Альянс САБИРОВ.
Информагентство “Волга – Урал”