…Застряв в сутолоке автомобилей, сердито и беспомощно сверкая фарами-глазами, машина “скорой помощи” напрасно пыталась выкарабкаться из железного плена на обочину дороги. Огромной змеей на километры уныло тянулся транспортный поток. Прохожие обгоняли застрявшие в пробке автобусы и троллейбусы, подмигивали грустно пялящимся в окна пассажирам… До чего знакомая картина! В Казани она стала традиционным явлением, особенно в часы пик.
Не так давно мне самой довелось томиться в неуютном чреве старенькой “неотложки” – везла в больницу родственника. В вечерний час пик мы прочно застряли в пробке на проспекте Ямашева. До больницы “Скорой медицинской помощи” (БСМП) добирались больше часа. А до этого приезда самой “скорой помощи” пришлось дожидаться полтора часа. Нетерпеливый повторный звонок по 03 вызвал раздражение у диспетчера на том конце провода, она резко ответила: мол, не успеваем, на дорогах пробки, а вызовов много, ждите…
“Скорая помощь” столицы Татарстана, увы, сегодня сама остро нуждается в такой помощи.
Эта проблема в экстренном порядке была на днях вынесена на коллегию управления здравоохранения Казани, потому что, как заявил его начальник Айрат Фаррахов, промедление в этом вопросе стало смерти подобно. И это отнюдь не сгущение красок, не какая-то угроза – это грустная реальность.
Судите сами…
В медицинской статистике для городов-миллионников есть такой показатель: на 10 тысяч населения должна быть одна бригада “скорой помощи”. В Казани их – 0,67… Сегодня вместо необходимых городу 110 круглосуточных бригад “скорой помощи” работают только 76. Из имеющихся в наличии 112 санитарных машин 69 отслужили свой срок, подлежат списанию. Лишь в нынешнем году машинный парк “Скорой медицинской помощи” пополнился новыми реанимобилями (они в составе вышеназванных 112-ти): 4 из них получены в рамках реализации национального проекта “Здоровье”, 24 – за счет республиканского бюджета.
Двадцать минут – столько времени в среднем по нормативу выделяется “неотложке” для того, чтобы приехать по вызову к больному. Но в Казани этот показатель превышен почти в три раза и составляет 58 минут.
А теперь представьте, что вызов поступил от больного с сердечным приступом, когда на счету каждая минута… Не потому ли в Казани так велика смертность от инфарктов миокарда и других осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, о чем с большой тревогой на коллегии говорил профессор, доктор медицинских наук, главный кардиолог РТ Альберт Галявич.
… Поздно вечером “скорая” привезла больного родственника и меня в качестве его сопровождающего в БСМП, которую многие казанцы по старой памяти называют “пятнашкой”.
Вестибюль приемного покоя был переполнен такими же пациентами, как и мы. Люди молча томились в ожидании: все врачи были на какой-то срочной и очень сложной операции. Когда она закончится – никто сказать не мог. Мой бледный родственник то и дело выходил на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, ему было плохо… Я уже собралась ругаться, ведь, в конце концов, нельзя спасать одного пациента, жертвуя при этом другими. Но тут началась суматоха: дверь распахнулась, на каталке с улицы повезли через приемный покой молодого парня без сознания, с лицом, залитым кровью. Потом еще одного. Тяжелейшая автомобильная авария…
Из выступления на коллегии главного врача “Скорой медицинской помощи” Казани Рамиля Тураева:
– Спешить, чтоб чьи-то слезы осушить, – такой девиз у “скорой помощи”. Но делать это, увы, ей удается далеко не всегда. Что мешает “скорой” в Казани стать по-настоящему скорой помощью, единым организмом, направленным на сохранение здоровья населения? Что нужно сделать, чтобы уровень скорой помощи отвечал современным требованиям? Давайте поразмышляем, что мешает.
Это невозможность машин быстро приехать к пострадавшим из-за плохих дорог, крайней загруженности городских магистралей, отсутствия особых полос для санитарного автотранспорта, подъездных путей к жилым домам, освещения, наличия во многих дворах перекрывающих путь шлагбаумов, крепко запертых дверей подъездов, неработающих домофонов…
Техническое оснащение и качество медицинской помощи – главные факторы, определяющие уровень оказания экстренной медицинской помощи населению. Он у нас низкий: из-за устаревшего оборудования, плохой диспетчерской связи, некомфортных условий медперсонала, нехватки помещений для подстанций, самих станций “скорой медпомощи” в городе…
В настоящее время в столице работают Центральная станция “Скорой медицинской помощи” и 7 подстанций, расположенных в различных микрорайонах города. Но некоторые из них, например в Юдино, Дербышках, требуют капитального ремонта. Остро нуждается в подстанции жилой массив “Азино”. Там таковой нет, и весь огромный комплекс, а также микрорайоны “Горки-1” и “Горки-2” обслуживает 6-я подстанция с тринадцатью круглосуточными бригадами. Этого недостаточно, да и расстояния неблизкие. Вопрос о строительстве новой подстанции неоднократно поднимался, но воз, как говорят, и ныне там…
Еще одна существенная причина плохой работы “скорой помощи” – заметно ухудшившаяся за последние годы комплектация врачебными кадрами, которая составляет всего 57 процентов. Если в 2001 году на “скорой” работали 205 врачей, то сейчас их чуть более 170. Молодые специалисты категорически не желают связывать свою судьбу с “неотложкой”. Во-первых, потому что непрестижно, ведь врачей “скорых” называют чернорабочими медицины. Во-вторых, пугают высокие физические и психо-эмоциональные нагрузки: одной бригаде “скорой помощи” в течение дежурства приходится выезжать на вызовы 15-17 раз. В-третьих, напрягает изношенный автотранспорт. В-четвертых, плохие условия на подстанциях…
– Одна из основных задач для “скорой” – развитие материально-технической базы, – отметил на коллегии главный врач “Скорой медицинской помощи” Казани Рамиль Тураев. – Назрела острая необходимость открытия в городе современной многопрофильной больницы “Скорой медицинской помощи”.
Как воздух сегодня Казани необходима бесперебойная работа санитарного автотранспорта, который эксплуатируется в круглосуточном режиме, при любых погодных и дорожных условиях. Но имеющаяся ремонтно-техническая база, а это постройки 1972 года, требует капитальной реконструкции или нового строительства.
Проблемы, как говорится, налицо. Так будет ли “скорая помощь” в Казани действительно скорой? Давайте все-таки в конце этого предложения оставим знак вопроса…