Три года назад в Мексике была открыта для подписания всеми государствами планеты Конвенция ООН против коррупции. Как следует из документа, подписавшие его страны должны объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание полученных коррупционным путем доходов. Россия подписала конвенцию в числе первых, однако до сих пор в стране нет ни закона о борьбе с коррупцией, ни программы по противодействию этому явлению.
Татарстан первым из субъектов Федерации разработал и реализует собственную антикоррупционную программу.
Международная организация Transparency International ежегодно публикует так называемый “Индекс восприятия коррупции”, который высчитывается на основе данных, получаемых из нескольких источников. В их числе исследования Всемирного банка, Всемирного экономического форума, Европейского банка реконструкции и развития, Исследовательского центра мировых рынков. На сегодня данный индекс является одним из основных показателей степени коррупции среди государственных служащих и политиков той или иной страны. Составляется он по результатам опроса представителей бизнеса, экспертов и простых граждан.
Технология оценки уровня коррумпированности в стране, по версии Transparency International, такова: чем меньше баллов по десятибалльной шкале, тем больше государство подвержено этому явлению и, соответственно, наоборот. Согласно опубликованному в октябре “Индексу восприятия коррупции” за 2006 год, самыми некоррумпированными с максимальным количеством баллов 9,6 признаны Финляндия, Исландия и Новая Зеландия. Самой коррумпированной страной (1,8) названо Гаити. Россия в списке из 163 стран разместилась на 127-м месте с 2,5 балла. На одной строчке с ней находятся Гондурас, Гамбия и Свазиленд.
В Татарстане проблемой коррупции всерьез озаботились еще в 2004 году. Тогда Президент Минтимер Шаймиев в послании к Государственному Совету призвал активизировать борьбу с этим явлением. Впоследствии специально созданная республиканская комиссия выработала стратегию антикоррупционной политики Татарстана. Реализовывать ее был призван созданный при Президенте РТ специальный отдел. Продолжением стали подписанный Президентом в мае этого года закон “О противодействии коррупции в Республике Татарстан” и создание Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики.
По мнению главного советника отдела по реализации антикоррупционной политики РТ Евгения Гатцука, готовых универсальных рецептов противодействия коррупции нет, их надо искать. Однако, где искать, руководство республики знает.
– Задача нашего отдела, – объясняет Евгений Гатцук, – прежде всего заключается в выявлении коррупциогенных сфер и направлений. Ни для кого не секрет, что к ним можно отнести сферу земельных и имущественных отношений, малый и средний бизнес, систему высшего образования, медицинского обслуживания. Затем необходимо сформировать такие механизмы, которые позволили бы предупреждать коррупционные деяния. И механизмы эти, например, в качестве антикоррупционных программ могли бы работать в министерствах и ведомствах. Все помнят случай, когда попался на взятке заместитель руководителя управления жилищной политики администрации Казани. Как выяснилось в ходе следствия, деньги в размере около 1,6 миллиона рублей он взял с бизнесмена за положительное разрешение какой-то его проблемы. Сразу же возникает закономерный вопрос: как, а главное, почему у чиновника в руках оказались такие рычаги, что он мог принять это решение, а мог и не принять? Поэтому необходимо устранить даже малейшую возможность решения вопроса госслужащим, которое будет приниматься, исходя из каких-то личных соображений. Выбить из-под ног эту почву. Не будет соблазна – не будут и брать. В конце концов, нужно на федеральном уровне внести поправки в законодательство, которые бы обязали декларировать доходы всех членов семьи чиновника. Через реализацию антикоррупционных программ необходимо закрепить в сознании как чиновника, так и простого гражданина непреложную истину, которая сегодня, к сожалению, несколько искажена: не общество работает на чиновника, а чиновник работает на общество.
Согласно результатам проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в ноябре этого года опроса, причиной мздоимства в госструктурах россияне считают прежде всего жадность и аморальность чиновников. В опросе принимало участие более 1,5 тысячи человек из 46 субъектов Федерации. Этой точки зрения придерживается практически половина респондентов. Неэффективность государства и несовершенство законов склонны считать почвой для процветания коррупции 35 процентов опрошенных. Вместе с тем около 40 процентов участников исследования признались, что им приходилось давать деньги или подарки людям, от которых зависело решение их проблем.
– В реализации антикоррупционной политики, как и во многих других государственных вопросах, все зависит от позиции руководителя, – говорит Евгений Гатцук. – Вот уже год мы принимаем меры, чтобы в министерствах и ведомствах были разработаны и реализовывались собственные антикоррупционные программы. И здесь наблюдается интересный момент – некоторые руководители охотно идут с нами на контакт, а другие показывают свою индифферентность в этом вопросе. Странно, почему у Президента республики хватает и времени, и сил заниматься этим вопросом, а иной министр предпочитает чего-то ждать. В Елабужском районе, например, до сих пор даже не принята муниципальная антикоррупционная программа. В ряде районов такие программы составлены формально. Или, например, нами недавно было проверено Министерство земельных и имущественных отношений республики. Так там ни разу за год действия антикоррупционная программа не была рассмотрена на уровне министерства. Или такой случай. В одном из республиканских ведомств чиновник допустил должностной подлог. Мы это выявили, чиновник был уволен. Но материалы в правоохранительные органы так и не были направлены. Причем после беседы с руководителем и сотрудниками этого госучреждения выяснилось, что многие знали о деловой нечистоплотности коллеги, но все молчали. Сейчас уже нами соответствующие материалы направлены в прокуратуру для их правовой оценки. Если в действиях чиновника обнаружится состав преступления, то получится, что руководитель ведомства укрыл преступление. Поэтому, я считаю, должен быть решен вопрос о создании в госучреждениях, относящихся к сферам коррупционного риска, собственных специальных подразделений, наделенных полномочиями по предупреждению коррупционных деяний.
Согласно данным приведенного выше опроса ВЦИОМ, наиболее эффективными мерами борьбы с коррупцией примерно 40 процентов респондентов назвали общественный контроль. Любопытно, что в этом отношении позиции граждан и разработчиков антикоррупционных программ совпадают. По мнению Евгения Гатцука, сегодня необходимо в первую очередь сломать укреплявшиеся годами стереотипы.
– Прежде всего, – говорит он, – нужно переубедить людей в том, что “все берут и все дают”. Как человек в этом вопросе компетентный, уверяю вас, это не так. Изменится представление людей об этом – изменится и ситуация.
Хотя главный советник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ и говорит, что готовых рецептов борьбы с мздоимством не существует, все же, как он заметил, республиканская антикоррупционная политика уже вполне сформирована. Это будут не только инспектирующие или контролирующие методы, хотя и им уделено немало внимания. Большое значение также придается антикоррупционному образованию, пропаганде, социальной рекламе, изучению общественного мнения. Однако очень важное значение, конечно же, имеет принятие организационных мер федеральным центром.